Весной 1668 года в пределах новой русской крепости Харьков, построенной по приказу царя Алексея Михайловича, со стороны Запорожской Сечи появились всадники.
Это отряд полковника Ивана Сирко, который занял сторону мятежного гетмана Брюховецкого, восставшего против московского царя, намеревался захватить укрепление. Запорожский лидер надеялся на то, что слободские казаки, засевшие в крепости, примут его предложение и присоединятся к мятежникам.
Однако командир гарнизона Харькова, полковник Федор Репка был предупрежден, что смутьяны едут захватить крепость, с тем, чтобы в последующем передать её под власть Турецкого султана, которому уже присягнул в верности мятежный гетман.
И потому гарнизон встретил смутьянов выстрелами из пушек, от чего Ивану Сирко стало понятно, что легкой прогулки не получится, а штурмовать хорошо укрепленную крепость казаки не решились. Они ограничились разбойным нападениям на харьковские хутора, да другим мелким и не очень пакостям в окрестностях города.
Так молодой Харьков и его жители во второй половине XVII века сохранили свою верность московскому государю.
После отбитой атаки казаков полковник Федор Репка собрал охочих людей и нанес деблокирующий удар на Чугуев, где промосковский гарнизон так же находился в окружении мятежных казаков.
После подлого убийства Брюховецкого, новый гетман Петр Дорошенко отправил против так и не сдавшегося Харькова отряд татар, и в тоже время ему удалось в окружении полковника Репки найти предателей. Они в условиях осады города, напали на своего командира и убили его, а также некоторых других старшин, с тем чтобы присоединиться к восставшим.
Однако, жители Харькова не поддержали заговорщиков, и сами расправились с ними, повторно показав, таким образом, свою верность Московскому государству. В этих драматических событиях отразилось то, как возвращалась Малоросия в большую Россию.
Так как же возник город Харьков?
Еще Михаил Федорович приветствовал освоение малозаселенной левобережной стороны Днепра и всячески поддерживал в том числе отправлял материальную помощь а также служилых людей. Селились же здесь в основном жители из Галиции и Подолья, которые уходили от польско-католического гнета в Дикое поле - Днепровские и Причерноморские степи. Однако выжить здесь без сторонней помощи было практически невозможно, из-за постоянной татарской угрозы. Заниматься крестьянским трудом на этих плодородных землях мешала постоянная опасность набегов, потому местные жители занимались в основном промыслами, и сами бывали не прочь сходить в набег.
Именно из них царь Михаил Федорович и решил сделать поселенцев на очередном участке засечной черты, против крайне серьезной угрозы нашествий крымских татар в глубь России и начал строительство городов-крепостей, в которых бы проживали казаки и служилые люди, способные оказать деятельное сопротивление степной угрозе.
Дело освоения Дикого поля продолжил и Алексей Михайлович, при нем и был построен Харьков, но не на пустом месте, а где о этого в укромном месте были казачьи поселения. Драматическое значение эта территория приобрела в силу своего географического положения, в котором столкнулись интересы трех держав - России, Речи Посполитой и Турции.
И потому среди местного населения периодически возникали брожения и восстания за то, кому из указанных политических игроков служит, на чьей стороне выступить.
Турецкий султан и польский король проигрывали московскому государю с идеологической точки зрения(оба были иноверцами), что не мешал тем не менее казакам восставать против царя в пользу Порты или Польши. А с другой стороны религиозная близость православного государя оттенялась его требованием к казачьей вольнице соблюдать его указания.
Так и произошло с гетманом Брюховецким, который используя известную максиму: «не можешь победить - возглавь!» стал лидером бунта, до этого получив из рук царя боярский чин. После того, как недовольные Андрусовским перемирием казаки подняли шум, он решил сам возглавить восстание.
Чем дальше от центра, тем успешнее были дела восставших, однако Харьков и его жители отказались становиться на сторону, продавшегося туркам, гетмана. Это было связанно отчасти с тем, что среди харьковских поселян было достаточно много служилых людей из центральной России. Так или иначе но молодые малоросские города в основной своей массе сохранили верность московскому.
В последующем казачье восстание провалилось, правобережная часть Малороссии ушла под турок, однако далеко не всех её жителей устраивало такое положение и вещей. Многие из них стали переселяться на левый берег Днепра, подконтрольный промосковским казачьим лидерам.
Полковник Иван Сирко будет биться против турок и против поляков, и в последующем будет служить московскому царю, также отчаянно и ревностно, как до этого воевал против него. Но это уже совсем другая история.