сентябрь 1670 года. Восстание Степана Разина достигло кульминации. Пылает Поволжье, атаман и казаки осаждают Симбирск, крестьяне и холопы крушат помещиков, мордва и черемисы крушат русскую власть и веру. От Симбирска летучие отряды Разина расходятся на сотни километров, один из отрядов гибнет, столкнувшись с царскими полками в Рязанской губернии...
Застрял
В огне русского мятежа бушевали народы и нищие сословия, где русские мужики соревновались с огромными ордами поволжских язычников в отчаянности нападений на господ и власть. Где-то во главе бунтовщиков стояли попы, где-то шаманы и вожди. Но все они парализовали управление и заблокировали дороги, разбегаясь в стороны от выстрелов, и собираясь вновь.
В таком бушующем море холопов и мордвы и застряла в нижегородском Арзамасе отправленная царем армия князя Юрия Долгорукого. И стала потихонечку уменьшаться в числе. Ибо по дороге и в этом сидении сбежала часть мобилизованных московских дворян. А другая часть дворян, что обещала подойти и присоединиться, просто не явилась. Дворяне почувствовали новую Смуту и решили посидеть пока дома, вдруг сядет на трон новый царь?
Сидел князь Юрий Долгорукий в городке неделями, рассылая жалобные письма царю. Пока наконец, его правая рука князь Одоевский не устал от всего этого, и взяв рейтар и царских стрельцов, начал пробиваться в Казань. Разгоняя черемисов и мордву, лучшая часть московского войска дошла до Казани, и вместе с казанским гарнизоном князя Юрия Борятинского, двинулась на Симбирск вниз по Волге.
Путь этот был весьма тяжел. Из лесных засад язычники поливали войско стрелами, небо поливало войско бесконечным дождем, а в раскисших дорогах барахтались в грязи кони и телеги обоза. Над сожженными мятежниками острогами и погостами каркало черное воронье. Но упрямое войско Москвы и Казани шло на битву с атаманом Разиным.
На Симбирск!
Впереди всех развевалось знамя Казанского стрелецкого полка, зеленые полосы перечеркнутые красным христианским крестом. А рядом московское знамя Георгия Победоносца. Впереди длинной колонны в золотых кафтанах шли воеводы, за ними сразу боярская конница. Знатные бояре были в белых кафтанах с расписными золотыми узорами, у каждого полуголовы трепетал на конце копья зеленый или синий прапорец десятка.
За боярами шли дворяне Москвы и Казани, из тех, кто не сбежал. В богатых шелках и на сытых конях, они поблескивали дорогими саблями с драгоценными камнями. Посматривали завистливо на бояр, помахивая невзначай перстами, усыпанными серебряными кольцами - "Чай бояре, и мы не лыком шиты, почти ровня вам!"
А вокруг бояр и дворян семенила уважительно вооруженная челядь, были даже личные трубачи, гусляры и барабанщики, песнями и маршами разгонявшие осеннюю хандру повелителей. За дворянами шли полки иноземного строя пешие и конные. Гусары и мушкетеры, егери и застрельщики, в разноцветных новеньких кафтанах они сверкали секирами, бердышами, мушкетами и пищалями.
А уж потом топали обычные стрельцы, в перештопанных кафтанах, но сытые и вдохновленные окружающей силой. Замыкали колонну немецкие рейтары с длинными убойными пистолетами и копьями. Они были и вокруг колонны, периодически вступая в бой с хаотично появляющимися бунтовщиками.
Смешивая грязь и кровь карательное войско России подошло к осажденному атаманом Разиным Симбирску. Внезапно к воеводе Борятинскому подскочил передовой дозор: "Казаки и голытьба идут от Симбирска! - Остановиться, развернуться в боевые линии!!" - скомандовал князь.
Раздались отрывочные команды, заверещали горны. Царские полки развернулись во фронт на широком поле, пушкари поставили единороги и тюфяки. А потом все стихли в томительном ожидании боя. Далеко на горизонте виднелся горящий Симбирск, а затем горизонт зашевелился неясными тенями приближающихся десятков тысяч.
ДАЛЬШЕ: глава 17 Битва под Самарой-1 < (жми!)
Cтепан Разин 1 Беглец 2 Каспийский поход 3 На Москву 4 Клич атамана 5 Василий Ус 6 Царь 7 Сокол 8 Царицын 9 Стрельцы 10 Черный Яр 11 Астрахань 12 Воля 13 Cамара 14 Мужики 15 Боярская Дума 15 Мордва 15 Симбирск 16 Накануне битвы 17 Битва под Самарой-1
Ставьте 👍 и читайте продолжение (ссылка выше) Книги и соцгруппы