Найти тему
Кошка с книжкой

Что скрыто под хиджабом или почему "Женщина - не мужчина"

Оглавление

История эта рассказана писательницей Итаф Рам в книге "Женщина - не мужчина". Ей можно доверять. Она сама была старшей из 9 детей в семье палестинских эмигрантов. Все события, которые Итаф описала в своей книге, основаны на ее жизненном опыте.

Для меня, изнанка жизни мусульманской девушки, а тем более девушки арабской, всегда оставалось тайной. Итаф Рам, в своей книге честно рассказывает, как это - быть арабской женщиной.

Тайна, которая скоро откроется
Тайна, которая скоро откроется

История

Действие книги "Женщина - не мужчина" происходит в Америке, где живет семья палестинских эмигрантов. Чтобы понять почему все так устроено, Итаф Рам рассказывает о трех поколениях палестинских женщин. Образы настолько яркие, что я словно видела их перед глазами, когда читала.

Фарида - властная матушка, истинная глава семьи. Постарев, она живет в своем маленьком царстве, смотрит сериалы, гоняет невесток, рулит сыновьями и бесконечно сватает свою непокорную дочь Сару. Очень интересно описаны ее отношения с мужем. С одной стороны Халеб - глава семьи. Он мужчина царь и бог, а жена никто. Но на деле, семьей рулит Фарида, определяет кто из сыновей будет учится, кто работать, и муж не может ее волю сломить. Ругается, ворчит, но все выходит, как жена скажет. Так было не всегда, вначале семейной жизни им обоим приходилось плохо, муж бил жену, пил, они жили в ужасной нищете. Трудности не сломили Фариду, но сделали сильнее. Она стала бойцом, помогла мужу открыть свое дело, накопить на дом, вырастила детей. Когда кто-то ей жалуется, она не может понять чем молодые не довольны: "Крыша над головой есть, еды много - живи да радуйся", - ее обычная присказка. Заставляя всех вокруг чтить традиции, сама Фарида не слишком то их соблюдает. Главное ее цель, чтобы дети были сплочены вокруг нее, дом полная чаша, и жить всем соседям на зависть.

Лагерь беженцев в Палестине
Лагерь беженцев в Палестине

Исра - безголосая невестка. Она жена старшего сына Фариды - Адама. У Исры в семье нет никаких прав. Нет ничего. Она вышла замуж, уехав из родной Палестины. У нее нет ни друзей, ни приятельниц, муж - чужой человек, который все время работает. Ее жизнь, это обслуживание, обстирование, обеспечение большой семьи, где ее никто не любит. Властная свекровь, холодный муж. С детства Исру учили, что у каждой арабской девушки свой насиб - судьба. Девушка рождена не для счастья, она лишь должна быть покорной судьбе. У нее нет права выбора, она никогда не будет равна мужчине. Ее место подле мужчины, но рядом с ним. Заглядывая под хиджаб Исры - ужасаешься. Ни образования, ни признания, ни любви, ничего. Тяжелая физическая работа каждый день, без перерыва. Один за другим рождение четырех дочерей, которым уготована та же участь. С каждой новой дочкой презрение со стороны мужа и свекрови только нарастает. Ведь Исра виновата в том, что не может подарить мужу сына. И если нелюбовь свекрови еще можно объяснить, то почему Адам не любит свою жену? Она ведь воплощение арабской девушки. К этому я еще вернусь.

-3

Дейя - надежда что-то изменить. Дейя - старшая дочка Исры и Адама. Она учится в школе, любит читать и не собирается выходить замуж за незнакомца. Устройством судьбы внучки занимается деятельная Фарида. Повествование в книге идет в трех временных измерениях. В момент, когда писательница знакомит нас с Дейей, Исры и Адама уже давно нет в живых, внучек вырастили Фарида и Халед. Дейя находится в самом начале своего жизненного пути, она хочет быть образованной, учиться в колледже, сама распоряжаться своей судьбой, а не выйти замуж в 18 и нести свой насиб. Этому всячески противиться Фарида. Она все так же не может отпустить от себя детей, дать им самим решать свою судьбу, отойти от традиций. Какие бы уроки жизни не преподносила судьба Фариде, что-то менять она не собирается. Что люди скажут, гораздо важнее, чем желания молодых.

Так почему Адам не любит Исру? Мужчины в книге - вот это поразило меня больше всего. Я же как видела арабского мужчину? Хозяин жизни. Но в книге он не властитель мира. У Адама тоже есть свой насиб. Не смотря на то, что мужчине позволено многое, по сути свою судьбу выбирать сам он не властен. Адам - старший сын, который мечтал стать имамом (священником), но когда у тебя 2 младших брата и сестра, престарелые родители, ты не можешь делать что хочешь. А с появлением жены и четырех детей, никому не интересно счастлив ли Адам, чего он хочет. Он всем должен, всем нужны от него только деньги. Помоги папе в магазине, помоги брату открыть свой, дай денег второму брату на учебу... И эта карусель без конца. Дай, дай, дай. Адама нет дома, не потому что он гуляет и наслаждается жизнью, он бесконечно много работает. Жену ему выбрала мама, работу и судьбу его определяет мама. Каждый день вся его жизнь - это не то, чего он на самом деле хочет. А жена только молчит. Где-то в середине книги Исра спрашивает у Адама, что для него счастье? И Адам говорит, что счастье не для нас с тобой. У нас есть только долг.

Вместо послесловия

Если честно, книга оставила у меня противоречивые чувства. Смотришь на Исру, на ее желание иметь выбор, и как человек имеющий его, думаешь, а делает ли возможность выбора жизненного пути нас счастливыми? Да, с 4 детьми, никуда не выходя из дома, вечно работая на мужчин трудно. Но и выйти с маленьким ребенком или двумя на работу с 9 до 6, а вечером бежать домой, готовить, стирать и убирать, уделять время семье - тоже трудно. У каждой женщины своя судьба, у некоторых счастливая, у некоторых нет. Дело в человеке, в первую очередь. Если женщина понимает чего хочет, готова не терять себя, любить себя, ее будут замечать другие. Если же она смиряется, отдает все мужу, детям, родителям - ее перестают замечать и ценить. Под хиджабом оказываются точно такие же женщины, со своими проблемами и радостями, традициями и великолепным умением готовить.

А вы как думаете, в чем истинное счастье женщины? Давайте обсудим.