Все боялись жары. Боялись, что газета начнет задираться и отваливаться, что войлок отклеится и соскользнет на растаявшем клее, что полиметилметакрилат покорежится, расширяясь. Над медью дрожит жаркое марево – тонкое предупреждение, что поверхность раскалилась градусов до двухсот, руками лучше не тыкать.
Нет, это не кухня Вельзевула и не познавательная детская передача. Перед нами – концепт-кар. И он действительно сделан из бумаги, войлока и меди, а теперь, под неистовым солнцем, угрожает разложиться на составляющие. Жестокое испытание – тем более что под открытым небом Peugeot Onyx оказался впервые... Ну, не совсем впервые. Это уже второй выход.
Первый раз концепт нового суперкара Peugeot сделал пару кругов по треку. Честное слово. “Вчера он разогнался до 180 км/ч. Я пытался не отставать и какое-то время держался близко, но он-то был еще на первой передаче, и потом на прямой – вжик! – и его нет. 180 км/ч – это только половина того, что он может”. Это говорит Жиль Видаль – директор отдела дизайна в Peugeot. А еще он отвечает за проект Onyx. Вчера был удачный день. “Вообще-то у него гибридный V8 и коробка от ле-мановского болида, и едет он… как черт!”
Остановимся на секундочку. Ведь тут можно подумать, что поскольку в прошлом году Peugeot вышел из гонок на выносливость, то решил как-нибудь покреативнее распорядиться своими старыми болидами. Новый кузов на старом гоночном шасси – вуаля! – готов концепт суперкара. Слушаем дальше: “Железо – от гоночного автомобиля, но кузов уникальный, сделан специально для концепта. Думаю, впервые дизайнер делал шасси вместе с инженерами. Красиво должно быть все. Об этой машине можно сказать, что у нее дизайнерский кузов, дизайнерский салон и дизайнерское шасси”.
В мире красивых, но неподвижных концептов все это – излишнее усердие. Но зачем Peugeot вообще заморачивается с суперкаром? “О нем по-прежнему мечтает каждый. Даже сейчас, в эпоху сити-каров и экомобилей, он возбуждает интерес, и это верный способ испытать инновации, так что для Peugeot резон тут есть, да и двигатель здесь стоит наш”.
В серию автомобиль не пойдет. Как его всунешь в модельный ряд, который венчает RCZ? Нет, лучше считать его испытательным стендом для новых идей и направлений. И да, хотя это суперкар – ноги выше попы – проверять смелые дизайн-фантазии на нем очень даже можно.
Легко ли узнать в нем Peugeot? Не знаю. Я вижу кое-что от Honda NSX, и больше он вообще ни на что не похож. Но дизайнер кузова Сандип Бхамбра объясняет: “Первое, что видишь, – это силуэт. И это не Ferrari, который чуть мягче, с волнистой плечевой линией. Не Lamborghini, у которого крыша идет до самой кормы. Это силуэт Peugeot. И если вспомнить Oxia или посмотреть на RCZ, то связь между ними и этим автомобилем заметна. Большая корма – характерная черта Peugeot. И посмотрите на капот: видите, как он идет прямо, а потом ныряет вниз? И это тоже черта Peugeot: таким был 504, хотя это было давно”.
В целом форма чистая: современная и не перегруженная деталями. Есть несколько впадин, щелей и воздухозаборников в кузове, и команда настаивает, что охлаждение достаточное, чтобы турбодизель V8 не вскипел под карбоном задней крышки.
ONYX ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СДЕЛАН ИЗ БУМАГИ, ВОЙЛОКА И МЕДИ
Более того, прослеживается новое направление, в котором ведет дизайн Peugeot. Но куда оно приведет? Чистые, простые линии подходят суперкару, но в супермини – для Peugeot это хлеб насущный – не будет ли такой дизайн слишком скучен? Хотя здесь есть подтекст. Onyx не крикливый, яркий суперкар. Он более взвешенный, умный. Формы элегантные, в нем есть самоуверенность. Типичный француз.
И все же, если бы не медь, эффект был бы намного слабее. А ведь это настоящая медь! Лист чистой необработанной меди толщиной 0,8 мм. Форму ему кузовщик придал вручную. (“Есть у нас один парень, которого мы привлекаем: он настоящий гений”, – говорит Видаль.) А форма сложная, в ней есть и легкие изгибы, и резкие ребра. Металл не окрашен и не лакирован, и со временем он изменит цвет, окислившись на воздухе. В конце концов, может стать зеленым. Все это учтено.
А взгляните на дверь – она такая огромная, что открывается совершенно новым способом. Дизайнеры не хотели разбивать медную панель вертикальной линией стыка за передним колесом. Поэтому, когда дверь открывается, панель отделяется от рамы и заходит на 20-дюймовый диск с карбоновыми спицами. Классная фишка! Прежде чем сесть в салон, ты несколько раз откроешь и закроешь дверь, внимательно наблюдая, как все это движется.
Салон из войлока – пропаренной валяной шерсти, если кто не знает. Войлок склеен без видимых стыков, и это еще один естественный штрих. Очевидно, что в этой машине такие вещи ценятся. Но на руле под потными ладонями начинается линька – не лучший способ плотного контакта.
Газета гораздо удачнее. Не поймешь, что это газета, потому что структурой и текстурой она почти один в один настоящее дерево. Но именно из бумаги сделаны передняя панель и верхняя часть дверных панелей. Это газеты, спрессованные так, что вернулись обратно в состояние дерева. Их можно резать на куски, вытачивать и вырезать по ним, как по настоящему дереву. Которое в прошлой жизни было таблоидом.
Peugeot активно ищет способы использования вторсырья. А еще Onyx демонстрирует новые методы предоставления информации водителю. Чем выше скорость и обороты, выскакивает все больше кнопок. Регулировочные тумблеры похожи на серебряные торпеды – их нужно нажимать, вытягивать и вращать, чтобы изменить настройки, и они удобно размещены на центральной консоли по обе стороны большого хрустального бака.
А в баке – топливо. Серьезно, ведь в концепте позволено все. Видно, как в нем плещется жидкость. Peugeot разработал для Onyx еще и запах. Нет, и это не шутка. Это микс ароматов всех натуральных материалов, которые использовались в машине. Парфюм залит в хрустальный резервуар, оттуда он распыляется по салону и терзает ваше обоняние. Насколько это мучительно, сказать не могу, пульверизатор еще пуст.
Суперкар Peugeot – важный шаг, и выполнен он мастерски. Автомобиль реальный, а не инопланетный, и дизайн кузова не отвлекает внимание от материалов и салона. Одно дополняет другое. Это многое говорит о тщательной работе над конструкциями и, уж конечно, над дизайном Onyx.
Важно, чтобы этот автомобиль работал и мог доказать, что он нечто большее, нежели упражнение в дизайне. Несмотря на то, что Onyx не вписывается в современный модельный ряд, в нем видно направление, видны цель и решимость ее достичь. Может быть, этот концепт – метафора будущего марки Peugeot?