Найти в Дзене
СБ Про Бизнес

Тяжкие преступления в бизнесе – что может СБ?

Идея этой статьи мне пришла после множественных комментариев в социальных сетях. В средствах массовой информации прошла новость, о том, что в магазине одного успешного ритейлера произошла страшная трагедия. Что же там случилось? В магазин ворвались четыре человека и попытались ограбить его. Персонал либо попытался оказать сопротивление, либо не стал выполнять требования злоумышленников. В результате произошла страшная трагедия. Погиб один из сотрудников магазина! Злоумышленники добились своего, забрали деньги. Через какое-то время они были задержаны полицией и в отношении их возбуждены уголовные дела.

А теперь позвольте озвучить некоторые комментарии которые я видел в обсуждениях этой новости.

- Где была служба безопасности?
- Почему в магазин заходят с оружием?
- Где был охранник?
- Почему служба безопасности ничего не делает?
- Почему бы не вооружить кассиров средствами самообороны?

И это малая часть комментариев. Так же меня удивил тот факт, что некоторые комментарии оставляли мои коллеги, но в основном их комментарии касались темы как и чем противостоять преступникам.

Удивление вызывал и тот факт, что в некоторых профессиональных бизнес сообществах весьма высокопоставленный менеджмент задавался теми же вопросами.

Давайте разберем, что является самым действенным инструментом для борьбы с тяжкими преступлениями и что может служба безопасности коммерческих организаций?

Кстати, данный кейс не обязательно подходит для ритейла или исключительно торговли, я бы его рассматривал с точки зрения всего бизнеса: производство, логистика, услуги, автоперевозки и даже энергетика.

Итак, кто же наш представитель службы безопасности? Это менеджер! Не стрелок, не специалист по задержанию преступных элементов, не боец! Не написано у него в трудовой книжке этих должностей! Для справки, у некоторых сотрудников полиции, в удостоверении именно так и написано – боец!

Следующий вопрос, чем же отличается сотрудник службы безопасности от кассира или директора предприятия? Только должностными обязанностями, в которых НЕ указано, что он обязан применять силу или спец средства для задержания преступников. Потому что это не законно! Ни у кого в бизнесе нет таких обязанностей по задержанию преступников. Задержание преступников и пресечение тяжких уголовных преступлений это прерогатива государства или государственных институтов, например, полиции! Именно за это им платится заработная плата. Они, полицейские имеют отдельный уровень правовой защиты. Они – отдельный субъект права.

У обычного гражданина нет прав на применение силы в отношении другого гражданина. Монополия применения силы находится у государства и только у него. Иными словами, если гражданин видит что совершается преступление, максимум что он может сделать – сообщить в правоохранительные органы об этом факте. Если же он сам попытается что-то сделать не имея на это прав, то в отношении его, тоже могут быть правовые последствия. Давайте на примере: я сам видел как полицейские задерживали торговца наркотиками. Они были не в форме, так как были оперативными сотрудниками и закон позволяет этой категории служащих полиции служить в гражданской форме одежды. Со стороны могло показаться, что на улице происходит драка. Три крепких молодых человека, крутят четвертого. Один инициативный прохожий, испытывая чувство справедливости, не зная что это полицейские, попытался оказать помощь. Самому беспомощному в этой ситуации – четвертому . Таким образом, он вполне мог получить судимость за нападение на сотрудника полиции. А это уголовный состав. А давайте представим, что оперативные сотрудники обезвреживали террориста у которого взрывное устройство? И сердобольный мужчина с легкостью мог стать соучастником террористического акта! Или погибнуть от взрыва, что еще страшней.

То есть, простыми словами, если сотрудник службы безопасности бизнеса попытается кого-то задержать или скрутить, потому что ему показалось, что объект совершает преступление, то этот сотрудник с легкостью может получить уголовное дело в отношении себя. Так как он не имеет на это прав.

-2

А теперь перейдем к теме – что должен был сделать сотрудник службы безопасности бизнеса применительно к новостному сюжету, с которого началась статья.

На регулярной основе проводить разъяснения и обучения действиям персонала при наступлении подобных случаев.

На регулярной основе, проводить обучения по использованию кнопки тревожной сигнализации.

На регулярной основе проверять работоспособность охранного видеонаблюдения и оснащения.

Вы наверное заметили, что я использовал выражение «на регулярной основе»? Это все потому, что только таким образом вырабатывается навык. Ничего нового тут придумать невозможно. А вопрос серьезный. Очень серьезный. Люди очень часто забывают про кнопку тревожной сигнализации. Даже забывают где она лежит. Часто кнопки тревожной сигнализации могут не работать в силу технических причин. А теперь представьте, что случилось тревожное событие. Адреналин, волнение стрессовая ситуация. Как вспомнить об этой кнопке? Не говоря уже про то, что нужно на нее нажать. Проводя регулярные обучения можно снизить стресс от реального события и добиться что бы сигнал от кнопки поступил на пульт. Также есть такое понятие как текучесть персонала. Это значит, что одни увольняются – другие принимаются на работу и могут не знать о мерах безопасности, да и о том, что есть кнопка тревожной сигнализации.

Теперь перейдем к вопросу нахождения охранника в зале. Что он смог бы сделать в отношении четырех преступников с оружием? Вопрос тоже риторический! Ничего! А вот они смогли бы! И первым пострадавшим стал бы именно охранник. Зная и понимая психологию преступников, мы понимаем, что спокойных людей в момент совершения преступления нет. Они тоже находятся в сильнейшем стрессе. Так как понимают, что уже делают противозаконные действия, а если им помешать, то состояние преступника может перейти в стадию агрессии с непредсказуемыми последствиями. Поэтому нахождение охранника в зале, где совершается тяжкое преступление не является фактором избегания последствий от преступления, а скорее всего наоборот. Да и не имеет охранник права, задерживать преступника! Именно так! Он же не сотрудник полиции! Охранник имеет право нажать на кнопку тревожной сигнализации или предложить злоумышленнику дождаться приезда полиции. Причем если охранник хватает за одежду гражданина или применяет силу, то он сам нарушает закон. Многие об этом просто не знают.

-3

Теперь давайте разберем действия персонала. При ограблении, ни в коем случае не нужно вступать в схватку с злоумышленниками! Тем более при разбое! Эти два понятия отличаются друг от друга. Не вдаваясь в тонкости юриспруденции, их можно описать просто. Грабеж, если жертва видит, как злоумышленник похищает чужую собственность. При разбое, чужую собственность похищают с помощью угроз, применяя оружие или физическую боль. Есть еще третье понятие, это кража. Так вот, кража – это тайное хищение чужой собственности. Первые два понятия, это тяжкие преступления и сотрудники полиции обязаны на них реагировать. И они будут очень стараться что бы найти преступников. Давайте еще раз намекну – ОБЯЗАНЫ реагировать потому что такие преступления стоят на контроле у руководителей! Кража – это не тяжкое преступление, поэтому, как правило, правоохрана подходит к этому преступлению спустя рукава. Если разъяснить персоналу эти понятия и последствия, то многие люди поймут, что рисковать своим здоровьем и жизнью за банку икры или бутылку коньяка это совсем не равноценный обмен. Так же станет понятным, что в случае тяжкого преступления злодеев будут искать. Потому что, как правило, полицейское начальство снимает стружку за нераскрытые тяжкие преступления с полицейских.

Подводя итоги публикации можно сказать, что служба безопасности обязана проводить профилактические мероприятия с персоналом. Обучать поведению в кризисных ситуациях и проверять техническую сторону средств защиты. В качестве рекомендации я посоветовал бы обратить внимание именно на это. Не секрет, что такие обучения проводятся формально и зачастую ограничиваются просто постановкой подписи. Так вот, рекомендую руководителям всех уровней обратить на это внимание и перепроверить, выполняется ли процедура обучения. Из новостей, нам всем хорошо известно, какой репутационный ущерб для бизнеса несут в себе такие случаи. А самые страшные потери – это человеческая жизнь.

Теперь хочу объяснить, почему именно служба безопасности наиболее эффективна для этой работы. Не секрет, что в основном служба безопасности в коммерции состоит из бывших сотрудников полиции. Кто как не сотрудники полиции практически ежедневно на своей прошлой работе сталкивались с самыми худшими проявлениями криминала. Сотрудники полиции, также работали с потерпевшими и знают, что испытывают люди подвергающиеся стрессу. Эти профессионалы могут разработать правильные поведенческие модели для персонала, и могут ознакомить с ними людей. Могут погрузить обучаемых в стрессовую ситуацию и рассказать, что испытывает человек и как с этим справиться.

Персонал, ни в коем случае не должен оказывать сопротивление преступникам, все что нужно и необходимо от персонала, это сохранить свою жизнь и здоровье, а так же нажать на кнопку тревожной сигнализации.

Задержанием преступников и противодействию их действиям, должна заниматься только полиция или иными словами государство, в соответствии с конституцией Российской Федерации.

#служба безопасности бизнеса #экономическая безопасность #корпоративная безопасность #уголовное преступление #работа с персоналом #применение силы