История автомобилестроения в Советском Союзе на самом деле очень интересна и многогранна. Главной особенностью является то, что существуют отдельные прототипы, которые опережали свое время на десятки лет. И даже в 90-е таких решений не было. Жаль, что сегодня такие машины составляют только часть музейных экспонатов.
Один из таких автомобилей – это ИЖ-13 Старт. Разработки которого начались еще в 1970, а в 1972 уже был полностью готов к серийному производству. Это была первая машина на переднем приводе и с кузовом типа «лифтбек», который так популярен сегодня на Российском авторынке. Это был прямой конкурент «копейки», которая имела задний привод и была слизана с Fiat-124.
Если посмотреть на авто под разными углами, то прослеживается явное сходство с одним из самых популярных бюджетных автомобилей нашего времени Renault Sandero. С силовым агрегатом выдумывать паровоз не стали и поставили проверенный агрегат от Москвич 412. Но в случае с 412 продольное размещение и задний привод прекрасно сочетались в машине. В случае с новым образцом появились проблемы. Двигатель оказался очень высоким, что затрудняло закрытие капота. Даже установка горизонтального карбюратора не решила данный вопрос. Далее решили максимально «завалить» двигатель на правую сторону авто и все ровно неудача.
От подъема капота отказались. При таком варианте машина становилась «горбатой», что сильно портило внешнюю составляющую разработки. Решение оказалось весьма креативным. На капот установили пластиковую накладку, которая придавала автомобилю спортивный характер и при этом не влияла на конечную обтекаемость.
Внешняя составляющая вызывала интерес, но трансмиссия – это вообще шедевр. Коробка передач соединялась с редуктором, а вот он уже передавал через карданный вал момент на главную пару. А передний привод приводился в движение опять же карданными валами. Для удешевления производства решено было отказаться от привычных Европе Шрусов, проверенный на 412 крестовины были на порядок дешевле. Но как быть с надежностью? Ограничение угла порота колеса решало это проблему.
Впереди поставили рычажную подвеску от Москвича, а сзади торсионную. Салон для машин того времени был очень просторным. Много элементов было позаимствовано с 412. Багажник фиксировался на газовых упорах, что для того времени было диковинкой.
В 1972 машина с успехом прошла все испытания. Явно выявленным недостатком оказалась надежность привода колес, но по заявлению конструкторов она легко могла решиться.
Не смотря на все плюсы прототипа, ИЖ 13 «Старт» так и не увидел серийного производства. На тот момент руководство государства бросили все возможные ресурсы на развитие АвтоВаз. А ввод в серийное производство нового авто, для которого необходимо изготавливать новые кузовные штампы и модернизировать завод, не входило в планы страны. Теперь такую машину можно увидеть только в музее.