6 марта 1905 года в Таврическом дворце открылась первая в истории России выставка русских портретов. Коллекция была собрана Сергеем Дягилевым, известным театралом и будущим организатором покоривших Европу «Русских сезонов». А пока он покорял российскую интеллигенцию посредством живописи. Что же было им представлено?
Таврический дворец был выбран не просто так: он представлял собой самую лучшую выставочную площадку в Петербурге того времени. Вопрос о формировании интерьеров и размещении портретов был решён благодаря участию известных художников и архитекторов. Залы для каждого исторического периода были обустроены согласно моде той или иной эпохи. Например, Допетровский зал был выполнен в старомосковском стиле.
На выставке экспонировалось более 2300 произведений, по стилю и формату отличавшихся друг от друга: от парсун до репинского «Заседания Государственного Совета». Благодаря этому зрители смогли буквально заглянуть в историю: им представились два века русского изобразительного искусства, два века истории страны и впечатляющий коллективный портрет нации.
Дягилев, потомственный дворянин, прекрасно знал, какие сокровища могут пылиться «дворянских гнездах», поэтому сам ездил по стране, отыскивая и выбирая картины. Он побывал в 72 фамильных имениях и смог привезти портреты предков, снятые со стен, которые в большинстве случаев предстали перед широкой публикой впервые.
Интерес к выставке был огромен, ее посетило около 45000 человек.
Все портреты с Таврической выставки были сфотографированы и частично опубликованы в 5-томном в виде черно-белых иллюстраций. Осуществлено это было при содействии директора Императорского Русского музея Великого князя Николая Михайловича в 1905—1909 годах.
В 2000 году были сняты копии с оригинала и выпущено переиздание.