У меня самой относительно хорошая врождённая грамотность: я никогда не учила правил, но по русскому у меня в аттестате твёрдая «4». У старшей дела обстоят примерно так же.
Но вот что муж, что сын этим похвастать не могут — в большинстве случаев «что слышу, то и пишу».
Понадеявшись на свою генетику, я не уделяла много внимания изучению русского с младшим. Вкратце объясняла тему, давала задание, потом проверяла — и то не всегда, а нынче и вовсе расслабилась. Итог — «завал» по русскому за 6 класс. Вот и приплыли. Ну, зато на расслабоне.
Если вы на семейном образовании и сдаёте аттестацию в муниципальном образовательном учреждении, то у вас есть только одна возможность пересдачи. Не исправите «двойку» — отправляетесь обратно на очное обучение.
Как-то, знаете ли, не хочется. Поэтому я взяла на дополнительную подготовку неделю и начала выявлять проблемы.
Учительница, принимавшая экзамен, не смогла мне внятно назвать, по каким темам у нас пробелы, разведя руками и сказав, что у ребёнка полный ноль по всей школьной программе, начиная со второго класса. Единственно, уточнила, что было несколько заданий на разборы — морфемный, морфологический, пунктуационный, которые он, естественно, выполнил неверно и не все.
Выяснилось, что у нас три причины неудовлетворительной оценки:
1. Ребёнок не различает разборы в принципе, то есть сами их названия. Задание — сделать морфемный разбор, а он выполняет фонетический.
2. Знаки препинания он вообще выставляет в произвольном порядке, используемый им принцип их расстановки я так и не поняла.
3. Я слишком мало внимания уделяю контролю качества его работ!
За всевозможные разборы (п.1) мы взялись жёстко
В день по одному виду разбора, один урок — одна часть речи, три-четыре урока в день отводили только на это. Он успевал разобрать 2-3 существительных за 40-минутный академический час. Тормоз, что сказать.
Через неделю же ребёнок навострился по основным частям речи делать их даже без шпаргалки в виде плана с перечислением действий и определяемых характеристик. Это офигительный прогресс!
Со знаками препинания пошло тяжелее
В целом, он знает правила, но ошибки всё равно допускает.
Метод рабочий, но здесь есть два момента:
1. Читать лучше старые, советские книги с нормальной корректурой. То, что выпускают сейчас — полнейший атас. Дети, понимая, что книги — не соцсети, что там работают редакторы и корректоры, по-умолчанию принимают грамотность в них за абсолютную. Это приводит к тому, что они начинают писать просто по шаблону, не вспоминая о правилах.
2. Собственно, век соцсетей.
Грамотного блогера найти почти невозможно, в среде вещающих на подростковую аудиторию мне не встречалось ни одного. Правильно, сейчас же модно принимать себя как есть, со всеми изъянами.
Но, простите, одно дело понимать и принимать, и совсем другое — транслировать свою безграмотность на широкую аудиторию. Надо понимать свою ответственность.
Поэтому соцсетей поменьше, а книг — побольше.
Контроль, трижды контроль! Каждую письменную работу — проверять
Это лучше, чем черкаться в тетради красной пастой и ставить на полях палочки по количеству ошибок, а внизу ставить «двойку».
Этому меня научила одна знакомая учительница. Дело в том, что когда мы указываем детям на их ошибки, они запоминают именно их. А вот если акцентировать детское внимание на удачных моментах, правильной расстановке знаков препинания и правильном же написании орфограмм, то их ребёнок и запомнит.
С теми же ошибками, которые сын допустил и не нашёл при самопроверке, мы работаем, как в школе: выписываем отдельно, выделяем и объясняем орфограмму.
Результат такой работы (напомню, у нас нынче оказалось по нулям знания со 2 по 6 класс) через неделю интенсивной подготовки — оценка «4»
- Эффективно, я считаю.
- Понял-принял, как дети говорят.
- Берём методичку на вооружение.
Если кому-то будет полезно — отлично, пользуйтесь на здоровье. И помните: умение грамотно говорить лучше всего отражает нашу способность мыслить. Никому ещё не удавалось говорить красиво, не обладая столь же широким мышлением.
Если тоже ищете способы изучения профильных предметов, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании
Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Другие статьи автора: