«Мы вводим санкции против российских банков, которые вместе контролируют около триллиона долларов. Мы отрежем крупнейший российский банк, который удерживает более трети российских банковских активов, от американской финансовой системы», — заявил в своей речи президент США Джозеф Байден.
Как сообщили в Минфине США, эти действия «направлены почти на 80% всех банковских активов в России и окажут сильное и долгосрочное воздействие на российскую экономику и финансовую систему».
Что будет с банками и их клиентами?
ВТБ, а также «Открытие», Совкомбанк и Новикомбанк попали под блокирующие санкции. То есть их активы в США заблокированы и введён запрет на ведение любых дел с этими банками.
Санкции, под которые попал «Сбер» и его «дочки», не означают блокирующих мер. Но теперь банки США не смогут (без особого разрешения) открывать и обслуживать корреспондентские счета Сбера и его дочерних компаний, а также принимать транзакции с их участием. «Это действие ограничит доступ Сбербанка к операциям в долларах», — говорится в заявлении Белого дома.
«У этих санкций более тяжёлый характер, чем у тех, которые вводились против банков в 2014 г. Но всё-таки это не иранский вариант, где отключали все банки от расчетов на все валютные операции, — говорит экономист. — Не случилось пока и другого “страшного”— не отключили нашу страну от системы SWIFT, нет санкций по картам Visa и Mastercard. То есть США вводят санкции, которые не подставляют международные компании, не подрывают их деятельность. Как ответил сам Байден по поводу SWIFT, “в настоящее время отключение не является позицией, которую остальная Европа желает занять”.
Основная проблема будет ощущаться в будущем, в длительной перспективе. Но опять же не для рядовых клиентов банков. Из-за санкций ВТБ и Сбер не смогут финансироваться на Западе, а значит, не смогут полноценно развиваться».
Какие еще санкции ввели США?
Помимо санкций в отношении банковского сектора, США также ввели ограничение на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции на 50%. «Это негативно повлияет на возможность модернизации военной отрасли и нанесет урон аэрокосмической отрасли, в том числе космической программе, нанесет ущерб судостроению и ударит по экономической конкурентоспособности», — заявил Байден.
«Госкомпании не смогут получить деньги на Западе. Но они уже давно финансируются внутри страны и не слишком активны на глобальных рынках, — комментирует Абрамов. — Но негативные последствия в любом случае будут. Чем больше ограничений для работы с нерезидентами для банков и госкомпаний, тем более высокими мы увидим монопольные тарифы. А это, безусловно, скажется на кошельках всех граждан России. Кроме того, для госкомпаний эти санкции ограничат технологическое развитие, что в конечном итоге приведёт к серьёзному замедлению экономического роста в стране».