Эта уникальная модель - действующая. Она может приводится в движение с помощью пара.
Хранится эта модель в моем городе, в музее депо Узловая (подразделении по сохранению исторического наследия Московской ЖД на станции Узловая 1).
Приобретен этот уникальный экспонат в 1967 году на пожертвования коллектива депо.
Это модель паровоза, который по своему проекту был изготовлен Коломенским заводом в 1878 году для Уральской горнозаводской железной дороги. Он водил пассажирские поезда по тяжелому профилю пути с кривыми малого радиуса.
Этот макет был изготовлен в качестве подарка для конструктора этого паровоза - руководителя Коломенского завода Струве Густава Егоровича.
Модель демонстрировалась на всемирной выставке в Париже в 1900 году и была удостоена золотой медали.
Первый паровоз в Коломне выпустили в 1869 году, а уже 1873 построили сотый локомотив, который получил собственное имя "Коломна", а к 1879 году их было уже 500 штук. Серийного производства тогда не было. Обычно выпускали небольшую партию паровозов, ей присваивали название, как ,например, в нашем случае паровоз А.9 тип 20. Таких типов на Коломенском заводе было достаточно много. Осевые формулы и характеристики типа зависели от нужд покупателя.
Так в журнале "Двигатель", номер 6 от 2011 года (http://engine.aviaport.ru/issues/78/page56.html) приводятся интересное описание паровоза нашей модели:
Эти паровозы стали первыми в Европе пассажирскими локомотивами с тремя спаренными осями и одной передней бегунковой осью. Паровоз имел движущие колеса диметром 1530 мм и передние бегунковые колеса диаметром 768 мм. Его масса в порожнем состоянии составляла 39 т, и давление от оси на рельсы в рабочем состоянии не превышало 12,5 тс. Колосниковая решетка площадью 2,11 м2 была предназначена для применения уральского угля среднего качества. Топочная часть котла помещалась между ведущей и задней осями, и их рессоры были соединены продольным балансиром. Для удобства очистки колосниковой решетки от золы и шлака часть колосниковой решетки могла опрокидываться внутрь зольника при помощи винтовой передачи. Это простое и удобное приспособление было забыто до 1915 года и восстановлено на первых паровозах серии Э, построенных для угольного отопления. Данный тип паровоза оправдал себя. Но на других дорогах этот паровоз распространения не получил из-за того, что в 1893 году появился более тяжелый и мощный тип пассажирского локомотива.
журнал "Двигатель", номер 6 от 2011 года, глава "Паровозы Коломенского завода"
Меня берет гордость, что в таком маленьком городе, как Узловая, в музее хранится такой удивительный экспонат.