Конечно, сегодня в топе новостей совсем не рынок криптовалюты. В фокусе сейчас - обострение кризиса с ДНР и ЛНР. Однако, геополитические проблемы тесно связаны с экономической составляющей. В тоже время, рынок криптовалюты и его регулирование имеет и, вероятно, будет иметь существенное значение для отечественной и мировой экономики. Поэтому, сегодня о правовом регулировании рынка криптовалют в России.
20 января Центральный банк России опубликовал доклад, который заставил поволноваться как опытных, так и новоиспеченных криптобизнесменов. В докладе были представлены следующие предложения:
1) ввести запрет на организацию выпуска и (или) выпуск, организацию обращения криптовалюты (в том числе, криптобиржами, криптообменниками, P2P-платформами) на территории Российской Федерации; установить ответственность за нарушение данного запрета;
2) ввести запрет на вложения финансовых организаций в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты, а также на использование российских финансовых посредников и российской финансовой инфраструктуры для осуществления операций с криптовалютами; установить ответственность за нарушение данного запрета;
3) установить ответственность за нарушение законодательного запрета на использование криптовалют в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые юридическими и физическими лицами – резидентами Российской Федерации.
Центральный банк России считает, что распространение криптовалют создает существенные угрозы для благосостояния российских граждан, стабильности финансовой системы, способствует нелегальной деятельности. Высокая волатильность курса криптовалют, рост мошенничества на рынке криптовалют создают для граждан риски утраты вложенных средств, а при торговле с использованием заемных средств – высоки риски стать должником. ЦБ подчеркивает, что криптовалюты активно используются в противоправной деятельности (отмывание доходов, наркоторговля, финансирование терроризма и т.д.). По мнению Центрбанка России, распространение криптовалют создает благоприятные условия для криминальных операций, вымогательства и взяточничества, при этом, обеспечить необходимую прозрачность обращения криптовалют невозможно.
К сожалению, нельзя сказать, что приведенные доводы Центробанка России безосновательны и не соответствуют действительности. В нашем первом видео о правовом режиме криптовалюты отмечалось, что в России одной из серьезных проблем является легализация криптовалюты, полученной от незаконного оборота наркотических средств. Расследование таких преступлений обычно ничем не заканчивается, поскольку крайне сложно установить цепочку транзакций с криптовалютами, выявить участников незаконной легализации. Держатели криптовалюты нередко при ее обмене или выводе попадаются на фэйковый обменник, созданный мошенниками. Вернуть криптовалюту в таком случае практически невозможно, ввиду анонимности мошенника. Всегда существует риск взлома торговой площадки либо криптокошелька с помощью фишингового сайта, риск потерять деньги на клонах токенов или поддельных биржах. Возбуждение уголовного дела в таких ситуациях не поможет вернуть похищенную криптовалюту.
ЦБ России предлагает запретить также майнинг криптовалют, поскольку он создает непроизводительный расход электроэнергии, ставит под угрозу энергообеспечение жилых зданий, зданий социальной инфраструктуры и предприятий, а также реализацию экологической повестки Российской Федерации; формирует спрос на инфраструктуру для проведения операций с криптовалютами, что усиливает негативные эффекты от распространения криптовалют.
В общем, по мнению Центрального банка России, криптовалюта – это чуть ли не основная угроза финансовому благополучию граждан и даже экологии страны. В обоснование Центральный банк России ссылается на Китай, где уже введен запрет на использование криптовалют и майнинг, Индию, где такие запреты введут в ближайшее время. Поэтому, по мнению Банка России, лучшим решением проблем с криптовалютой будет запрет и введение ответственности за нарушение запретов.
В этом же докладе Центробанка России изложено, какие меры по урегулированию криптовалютного рынка введены во Франции, Великобритании и США - это регистрация/лицензирование криптовалютных бирж. В Южной Корее – это учреждение специального финансового органа, надзирающего за оказанием виртуальных финансовых услуг. Однако, по мнению Центрального банка России – указанные решения неприемлемы, поскольку Россия до сих пор страна с переходной экономикой. Можно конечно похохмить по поводу переходной экономики и сроках минования этого этапа, но сегодня не буду. В свете последних событий, охоты шутить все меньше. Желающие высказаться – добро пожаловать в комментарии.
Взамен криптовалют Центрбанк предлагает собственные цифровые валюты – новую платежную инфраструктуру, которая позволит гражданам, бизнесу и государству осуществлять мгновенные операции с минимальными комиссиями. Кстати, некоторые эксперты уверены, что именно из-за планов распространить цифровой рубль, Центробанк хочет вытеснить криптовалюту.
Негативное отношение Банк России выразил и к стэйблкоинам, хотя они не так сильно подвержены волатильности как иная криптовалюта, не угрожают внезапным банкротством их держателям, поскольку обеспечены традиционными активами (долларом, евро, юанем, рублем, золотом, серебром, нефтью, газом и т.д.).
Криптовалютный рынок – это, по сути, источник очень больших доходов, неконтролируемых государством. В последнее время банки усиливают мониторинг за движением денежных средств, что связано с противодействием легализации незаконных доходов, финансированию терроризма и, конечно, уклонению от налогов.
Необходимо отметить, что с 2022 года усиливается контроль за денежными переводами граждан. Речь идет о переводе значительных сумм за короткий промежуток времени, а не обо всех операциях. Едва ли сегодня финмониторинг заинтересует 2-3 тысячи в неделю, которые получают фитнес-тренеры или репетиторы. Как будут развиваться указанные контрольные функции покажет время. Однако уже сейчас под подозрение попадают платежные операции с необычно большим количеством контрагентов – больше 10 в день или 50 в месяц; более 30 операций по зачислению или списанию в день; большие объемы списаний и зачислений – более 100 тыс. руб. в день или 1 млн руб. в месяц; если промежуток между зачислением и списанием денег – менее минуты.
Такой контроль должен способствовать выявлению лиц, на которых оформлены счета онлайн-казино, нелегальных букмекерских контор, криптокошельков. Центробанк настаивает на организации информационного обмена между Федеральной налоговой службой, ЦБ РФ и Росфинмониторингом в целях установления личности владельцев криптовалюты. Также, ЦБ хочет регулярно получать информацию о покупках криптовалюты россиянами у иностранных платежных систем.
В Государственной Думе не удивились предложениям Центробанка, им давно известно о крайне отрицательном отношении ЦБ к криптовалюте. Более того, депутаты заявили, что именно Центробанк мешает им развивать нормативную базу в данной сфере. К примеру, именно Центробанк заблокировал законопроект о налогообложении деятельности, связанной с криптовалютой.
В итоге поддержку в части введения запретов на использование криптовалюты и майнинга банк не получил. Первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой считает, что запретить использование криптовалюты невозможно, так как Россия занимает третье место в мире по майнингу, россияне держат миллионы криптокошельков. Поэтому правильным решением является создание законодательной базы по регулированию криптовалютного рынка.
Неизвестно, хватит ли компетентности законодателя в данной сфере, Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» получился крайне сырым и оставил больше вопросов, чем ответов.
Эксперты по цифровым активам также выступают против запрета использования криптовалют, т.к. это повлечет уход майнеров и бирж в тень либо просто в другие страны. Некоторые действующие на территории России компании, занимающиеся майнингом и криптообменом уже задумываются о переходе под иностранную юрисдикцию.
Предложения Центробанка не поддерживают даже Правительство РФ и Президент. Министерство экономического развития считает необходимым легализовать деятельность в сфере обращения криптовалюты, признать майнинг предпринимательством с присвоением кода в ОКВЭД.
Министерство финансов внесло свои предложения по урегулированию крипторынков таким образом, чтобы максимально обеспечить прозрачность деятельности в данной сфере. Такие предлложения одобрило Правительство Российской Федерации. До 18 февраля 2022 министерство должно было подготовить законопроект, который определит основные направления развития крипторынка в России.
Первым законопроект подготовил Центробанк, в котором он снова предлагает запрет обращения криптовалюты и административные штрафы для физических лиц от 300 тыс. до 500 тыс. руб.; для юридических – от 700 тыс. до 1 млн руб. за нарушение такого запрета. Банк России считает, что вовлечение в криптовалютный оборот финансового сектора будет означать создание параллельной финансовой системы, не подчиняющейся правилам, которые действуют для финансовых организаций на территории России. ЦБ уверен, что прозрачность крипторынка недостижима, т.к. анонимность один из главных его признаков; что банки не справятся с проверкой законности операций, а следовательно, легализация незаконных доходов и финансирование терроризма с использованием криптовалюты станет одной из главных проблем.
21 февраля стало известно о подготовленном Минфином законопроекте по криптовалютам. На сайте Госдумы его нет, там висит только текст законопроекта в закон № 259-ФЗ о цифровых финансовых активах и Налоговый кодекс об установлении обязанности отдельных категорий лиц декларировать сведения о цифровых финансовых активах.
В СМИ информации о законопроекте пока крайне мало. Но с учетом опубликованных сведений и ранее поступивших предложений от Минфина, можно предположить следующий режим обращения криптовалюты в России.
Во-первых, использование криптовалюты в качестве платежного средства будет запрещено.
Во-вторых, все операции с криптовалютами будут проходить через российские банки, которые должны контролировать и отслеживать операции с криптовалютами, выявлять подозрительные операции, идентифицировать клиентов, устройство, с которого совершаются транзакции, хранить информацию о сделке в течение как минимум 5 лет, предоставлять собранные данные по запросам Центробанка, Росфинмониторинга, налоговой, ФСБ и т.п.
В-третьих, для проведения операции с криптовалютами физические и юридические лица будут обязаны пройти упрощенную или полную идентификацию и открыть электронный кошелек в банке. Физлиц предлагается делить на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Полная идентификация будет включать такую информацию, как ФИО, адрес, дата рождения, адрес электронной почты, номер телефона, паспортные данные, фотография клиента, номер банковского счета, карта, которая используется для приобретения виртуальных активов, ее срок действия и CVC-код и т.п. Перед приобретением криптовалюты инвесторы должны будут проходить онлайн-тестирование. В случае успешного прохождения тестирования граждане смогут вкладывать в цифровые валюты до 600 тыс. руб. ежегодно. В случае неудачи, предельный размер их вложений ограничат 50 тыс. руб.
В-четвертых, все операции с криптовалютой должны проходить через сервис «Прозрачный блокчейн», который разработали совместными усилиями Российская академия наук, ФСБ и Росфинмониторинг. Данный сервис способен анализировать транзакции с криптовалютами и отслеживать их владельцев.
В-пятых, Минфин предлагает создавать операторов обмена цифровых валют, которыми смогут стать внесенные в реестр Центробанка юридические лица, осуществляющие операции с денежными средствами в соответствии с законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Они работать по модели p2p-обменника между физлицами или работать по модели биржи.
Минфин допускает в будущем работу иностранных бирж на российском крипторынке, если они откроют представительство в России, осуществят техническую интеграцию с российскими банками и т.д. При этом иностранные биржи, зарегистрированные в странах с льготным налоговым режимом либо не предоставляющие информацию по транзакциям, на российский рынок криптовалют не пустят.
Несмотря на упорство Центробанка, легализация деятельности, связанной с криптовалютой, в России более вероятный вариант. Собственно, криптовалюта уже была легализована Законом № 259-ФЗ от 31.07.2020г., хотя это прямо в законе не было указано. Сейчас спор идет о признании майнинга, деятельности криптообменников и бирж в качестве предпринимательской деятельности; о встраивании крипторынка в действующую финансовую систему. Скорее всего Россия не пойдет по пути Китая, Ирана, Бангладеша, Вьетнама и некоторых других стран. Однако всем добросовестным участникам крипторынка нужно быть готовыми к неусыпному надзору государства. Да и геополитические вводные не дают расслабиться. Думаю, уже на днях мы узнаем окончательные варианты новых санкций в отношении России. Не исключено, что они затронут в том числе и рынок криптовалюты в России.
Однако, на сегодня утвержденная Правительством дорожная карта предусматривает регуляторно-ограничительный режим для криптовалюты, предусматривающий идентификацию пользователей, регистрацию криптоплощадок, определение регламента деятельности провайдеров услуг виртуальных активов, статуса и ответственности рыночных игроков, установление полномочий надзорного органа. Предполагается, что надзорные функции будут распределены между Центральным банком, Минфином, Минцифры, Росфинмониторингом, ФНС и Генеральной прокуратурой.
Несмотря на указанные минусы, в полной легализации крипторынка есть и плюсы – граждане и юрлица получат больше возможностей для правовой защиты своих нарушенных прав в сфере обращения криптовалюты и майнинга. В основном это касается гражданско-правовой сферы, где предполагается заключение соглашений и отсутствие анонимности.
В то же время недобросовестные майнеры и держатели криптообменников, мошенники никуда не денутся. Обеспечить полную прозрачность едва ли удастся, особенно на первых порах. Проблемы уклонения от уплаты налогов, «отмывания» незаконных доходов, кражи биткоинов и иной криптовалюты станут головной болью правоохранительных органов официально, когда законодатель введет уголовную ответственность в сфере обращения криптовалюты и майнинга. Для решения этих вопросов понадобится расширение штата сотрудников правоохранительных органов, расширение их IT-отделов, обеспечение соответствующим оборудованием, а следовательно, новые расходные статьи бюджета и новые правовое нормы.