Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Высота

Оглавление

Александр Караваев

лейтенант Борис Максименко
лейтенант Борис Максименко

Высота Бориса Максименко

Начальник отделения Волжского районного военкомата. Был неоднократным призером чемпионатов Сибири и Дальнего Востока по самолетному спорту

С полковником Б.В. Максименко по долгу службы мы встречались не один раз – чаще всего во время призывных кампаний. Он производит впечатление общительного, доброжелательного, эрудированного человека, которому неспроста доверили проводить профессиональный отбор призывников перед отправкой их в войска.
А буквально на днях я случайно узнал, что Борис Владимирович не обычный кадровый офицер, большую часть жизни отдавший
службе Родине, а известный на просторах Интернета... писатель. А с писателями, знатоками человеческих душ, говорить всегда интересно. Упустить такую возможность журналисту было бы непростительно. Но наша очередная встреча в канун празднования Дня защитника Отечества с военным летчиком превзошла все ожидания – настолько необычной оказалась судьба нашего нынешнего земляка.
- Борис Владимирович, большинство из тех офицеров, с кем доводилось общаться, уверяли, что военную службу выбрали осознанно, даже мечтали о ней с детства. У вас тоже так произошло?
- Лукавить не стану: такой мечты не было, хотел окончить технический вуз, работать на производстве, помогать родителям. Наша семья жила сначала в деревне Придорожное Нижне-Омского района Омской области, а в 1961 году переехала в город Калачинск этой же области. Отец работал трактористом и шофером, часто болел, мать торговала в магазине. Первым на свет появился я, следом – два брата и сестра. По меркам 50-60-х годов это была большая семья с низким достатком. А
забегая вперед, скажу: все четверо получил высшее образование. Один брат стал летчиком, служил в поисково-спасательной службе – встречал после полетов космонавтов. Младший окончил истфак Омского университета, полковник полиции. Сестра тоже с университетским образованием, руководила художественной школой. Вот так мы, дети из русской глубинки, «сделали себя сами».
Из детства помню такой курьезный случай. В 1963 году я пошел в первый класс. Осенью, на ноябрьские праздники, моих одноклассников принимали в октябрята. Единственным, кого не «записали» в эту детскую организацию, был я – нет, не по политическим мотивам, просто... проспал торжественную линейку. Наверное, тогда я оказался единственным
ребенком Советского Союза, кому отказали в такой чести. Правда, потом по идеологической линии все было хорошо – уже в 19 лет я стал членом КПСС.
Из-за того, что мы жили небогато, мне как старшему ребенку в подростковом возрасте пришлось поработать на заводе, чтобы
не брать из семейного кошелька деньги на обувь-одежду. К выпускному десятому классу уже хорошо понимал, что мою учебу в гражданском вузе родители не потянут. Тогда-то и пришла мысль стать офицером – в училище и обуют, и оденут, и накормят. Считал это единственно правильным решением в моей ситуации.
Перебрал все военные профессии, остановился на летчике-истребителе. Конечно, хотелось поучиться в знаменитом Качинском авиационном училище Волгоградской области. Подал в военкомат документы, начал проходить в областной комиссии медобследование, и тут как гром среди ясного неба: забраковали из-за заложенности носа. Дело в том, что,
как многие сибиряки, я серьезно занимался лыжными гонками, мы с ребятами тренировались и участвовали в соревнованиях с ноября до конца апреля. Вот на лыжне я, видимо, и простудился.
- Расстроился?
- Еще бы! Но не отчаялся. Как говорится, голь на выдумки хитра. Подробности своей хитрости раскрывать не буду, но благодаря ей мне удалось напрямую подать документы на поступление в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков, оно оказалось ближайшим от нашего села.
Буквально на третий день после школьного выпускного пришел вызов из училища: прибыть в Барнаул для поступления. Но самое главное, в вызове было сказано: «Военкому выписать абитуриенту воинские проездные документы». Я в военкомат за ними. Майор, занимавшийся абитуриентами военных вузов,увидев мое «приглашение» прибыть в Барнаульское ВВАУЛ для поступления, да еще с указанием выписать ВПД, долго кричал. Но, наконец, выдохся и дал команду: «Выписать
ему проездные». Из всего его монолога я понял только то, что назад мне лучше не возвращаться...
Вот так бесплатно доехал до Барнаула, а там уже поступление зависело только от моих умственных способностей и физ подготовки. Пришлось приложить максимум усилий, чтобы стать курсантом, но я справился. И потом были нелегкие трудовые будни в училище: наряды, караул, учеба... Кстати, рассказ «Как я поступал в Барнаульское ВВАУЛ» можно найти на литературном портале «Проза.ру», как и другие мои заметки и произведения.
Сегодняшним абитуриентам военных училищ могу сказать одно: если решили посвятить свою жизнь службе Родине, подавайте через наш Волжский военкомат документы, мы поможем во всех трудных ситуациях. Ничего не бойтесь, будьте уверены в своих силах. И тогда у вас все получится, как и у десятков ваших ровесников, которые ежегодно обращаются к нам с просьбами помочь стать курсантом.
- Борис Владимирович, тянет снова взяться за штурвал истребителя?
- Вы, может, не поверите, но больше не хочу летать. Наверное, я не романтик, а прагматик. Для меня бомбардировщики и истребители, на которых довелось подниматься в небо, - рабочие машины, а полеты - очень тяжелая работа, которую я, считаю, честно выполнял. Тысячи часов в небе - это очень много, налетать столько физически, да психологически сложно.
- Как сложилась ваша судьба по окончании училища?
- После учебы меня оставили на Алтае летчиком-инструктором. Лейтенантом начал летать на самолете Ил-28 - одном из первых
советских самолетов с двумя реактивными двигателями, фронтовом бомбардировщике, носителе тактического ядерного оружия, а потом на учебно-тренировочном L-29 обучал летному делу курсантов Барнаульского училища. Получил звание мастера спорта по самолетному спорту, был неоднократным призером чемпионатов Сибири и Дальнего Востока по этому виду спорта.
За долгие годы службы я стал летчиком-инструктором первого класса, полковником, освоил самолеты Ил-28, L-29, L-39, МиГ-21,
МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29. Принимал участие в переучивании на самолет МиГ-29 будущих летчиков пилотажной группы «Стрижи». В 1987 году окончил в Москве Военно-политическую академию имени В.И. Ленина, откуда меня направили служить в Киргизию, где были курсы подготовки и усовершенствования летных кадров из социалистических и развивающихся стран. У нас учились и проходили переподготовку летчики из стран Варшавского договора, Кубы, азиатских и африканских государств. Среди них было несколько будущих
космонавтов, а будущему командующему ВВС и пятому президенту Болгарии майору Румен Радеву я лично вручил свидетельство о переучивании на пилотирование МиГ-29.
В девяностые годы, когда СССР распался на независимые государства, я сначала служил заместителем командира полка в Казахстане, а когда министерство обороны этой республики стало активно агитировать и настойчиво предлагать службу в вооруженных силах этой страны, принял решение вернуться на Родину и приносить ей пользу. Так в 1993-м оказался в Самаре. В 38 лет стал полковником. Служил заместителем начальника отдела в Управлении подготовки кадров командования резерва и подготовки кадров ВВС России. Оно находилось на территории военного городка в районе улицы Ерошевского. Там стоял на постаменте МиГ-17 - эти истребители выпускал вместе с
другими предприятиями и куйбышевский завод «Прогресс». Именно эту боевую машину собираются перенести в микрорайон Южный город Волжского района 12 июня, в День России. Я двумя руками поддерживаю инициативу директора местного образовательного центра Владимира Михайловича Кильдюшкина и жителей жилого района. Это очень важно для патриотического воспитания молодежи.
Как у всех военнослужащих, у меня здесь, на волжской земле, было много мест службы, а после увольнения в запас работал руководителем ДОСААФ Красноярского района, был комендантом регионального фестиваля авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта на базе Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России (аэродром «Бобровка»), в администрации Кировского района Самары. Окончил Самарский институт менеджмента, занимался бизнесом, возглавлял Самарский региональный отдел негосударственного пенсионного фонда и так далее. Последние два с половиной года занимаюсь делом государственной важности – работаю в военном комиссариате Волжского района.
- У вас есть хобби? Например, вы любите рыбачить, охотиться, собирать коллекции? Чем предпочитаете заниматься на досуге?
- Ни первое, ни второе, ни третье, даже дачи у нашей семьи нет. Зато у меня есть увлечение, о котором знают тысячи людей в стране и за ее пределами, - я люблю в свободное время заниматься литературным творчеством. Мне очень нравится процесс создания чего-то нового, необычного в жанре новеллы, эссе, повести. Литературной деятельностью занимаюсь около тридцати лет. Печатался в городских и областных изданиях, на литературных сайтах в Интернете. На сегодня у меня
около 150 произведений, включая романы и киносценарии. Друзья в шутку говорят: «Тянете в рейтинге коротких литературных форм на черный пояс». Мои произведения во многом автобиографические. Темы самые разные –от воспоминаний о службе до юмора.
Более пяти лет назад меня приняли в Российский союз писателей.
С радостью занимаюсь редактированием созданного мною канала на Яндекс Дзен - Литературного салона «Авиатор», и канала Издательского дома академии имени Жуковского (литературное кафе «У авиаторов!»), куда и приглашаю заглянуть подписчиков. Так что мое хобби - для души («Не позволяй душе лениться!») и зарядка для ума.
- В ваших жилах течет украинская и русская кровь. Это далеко не редкий случай в нашей стране. А вы составляли свое генеалогическое древо?
- Несколько лет назад я поставил перед собой цель исследовать свою родословную и выяснил, что по линии папы я украинец из
запорожских казаков, которые служили еще в войске Богдана Хмельницкого. По материнской линии - русский, старого русского дворянского рода Пещуровых, ближайших соратников царствовавшего рода Романовых. Эти сведения я отразил в романе «Россия в судьбах». Как и у родителей, у меня четверо детей, трое из которых окончили вузы, а младший -студент Поволжского гос университета телекоммуникаций и информатики. Супруга окончила Самарскую духовную семинарию, поет в хоре.
Наш род Максименко всегда верой и правдой служил России, любил и будет безоговорочно любить Родину. Накануне всенародного праздника - Дня защитника Отечества - я желаю всем землякам доброго здоровья, крепости духа, а волжанам, несущим службу в Вооруженных силах, - успехов в освоении военной науки!

-3

Беседовал Александр КАРАВАЕВ.
Фото из личного архива Б.В. Максименко.

Газета Волжского района Самарской области No 13
23 февраля 2022 года «Волжская новь»

Другие рассказы автора на канале:

Борис Владимирович Максименко | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен