Если Суворов смог дослужиться до экстраординарного достоинства – генералиссимуса, то до каких же высот мог дойти тот, у кого Александр Васильевич находился, можно сказать, на побегушках – то есть служил в качестве ординарца?
Да в принципе не очень-то и великих высот достиг Никита Федорович Соковнин, одним из эпизодов жизни которого как раз и стала служба будущего великого полководца при его особе. Но и не маленьких – все-таки генералом стал, а этого не каждый удостаивается. Правда, надо понимать и учитывать, что Суворов служил у Соковнина не очень долго и в молодом возрасте, когда капралом начал службу в Семеновском полку.
Так как служил офицер, которому довелось отдавать приказы молодому Суворову? Да также как и многие в ту пору, когда на троне находилась верная исполнительница заветов Петра Алексеевича – Анна Иоанновна. Интересно, что службу он свою начинал на флоте. Возможно, что туда его определил как раз Петр Алексеевич, который лучше всяких недорослей знал, где они Родине пригодятся.
В 1728 году Никита Соковнин перевелся в Семеновский полк лейтенантом и в дальнейшем так и служил в этом гвардейском полку. Воевал с турками, в битве под Ставучанами получил картечью в ногу, а затем – капитанский чин.
Один из самых громких эпизодов его жизни стало дело Артемия Волынского. Артемий Петрович посчитал, что сможет свалить Бирона, но жестоко ошибся, потому что когда тот поставил перед Анной Иоанновной вопрос ребром «или я, или Волынский», та выбрала своего многолетнего соратника и помощника. И в итоге Волынский отправился к палачу. Тем более, что следствие накопало на него достаточно грехов, безобидной овечкой Артемий Петрович не был.
Так вот в рамках этого расследования арестовали далеко не одного Волынского, но и его друзей-конфидентов, а заодно и ряд гвардейских офицеров, которых подозревали в заговоре против Бирона. В число этих офицеров попал и Никита Соковнин. Насколько сильно ему досталось неизвестно, но вскоре Бирона скинул Миних и арестованных офицеров восстановили на службе с церемонией «восстановления чести»:
«…бывшие подследственные в штатском платье были выведены перед своими полками и трижды покрыты знаменем, после чего облачились в новые мундиры, получили шпаги и заняли место в строю.
Несколько дней спустя особый манифест объявил, что упомянутые офицеры «неповинно страдали и кровь свою проливали» и отныне любое порицание их чести карается штрафом в размере жалования обидчика…»
Заодно Соковнин из капитанов стал секунд-майором.
При Елизавете Соковнин также не затерялся: в 1748 году стал генерал-майором, в 1755 – генерал-лейтенантом, в 1761 году – генерал-аншефом. В общем-то неплохая карьера, хоть и не выпало на его долю славы и громких сражений, просто верная служба у трона.
Ну так не всем же становиться Суворовыми, кому-то доводится просто командовать будущими великими полководцами, пока они осваивают воинскую науку.
------------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.