Оскорбительное название офицеров со стороны солдат в нашей армии - "шакалы". В ответ солдат могут называть "слонами". Может, есть какие-то ещё словечки, но в моём мотострелковом полку в ходу были именно эти. А вот в американской армии офицеров за глаза называют "драконами". Звучит поприличнее :)
За свою офицерскую службу много раз наблюдал и испытывал на себе отношения двух служивых сословий: с кем-то была откровенная взаимная ненависть, а кем-то - практически дружба, несмотря на разницу в возрасте и погонах. Например, помнится отличный боец из моей роты кабардинец Марат Саров, который настолько классным парнем бы, что, когда он задумал перевестись служить на Кавказ, поближе к дому, я чем смог постарался помочь. Потому что хорошим людям надо помогать, даже если и жаль их отпускать.
Очень по-разному строились отношения с солдатами, от очень плохого (вплоть до желания отделать и пристрелить) до прекрасных товарищеских и дружеских, когда понимаешь, что с этим человеком можно в любой бой пойти. И тем страннее, что в послеармейские годы я сталкивался с людьми, тоже уже отслужившими, в основном бывшими рядовыми-сержантами, которые воспринимали офицеров исключительно в чёрных красках. Не знаю, может, им действительно не повезло и их окружали исключительно армейские мрази... но не думаю, что так бывает. В любом коллективе и общности людей всегда есть и свиньи, и почти святые.
Даже среди моих друзей нашлись некоторые парни, с которыми мы могли быть не разлей вода в жизни, но при разговорах об армии их начинало клинить - а вернее, клинило их на теме офицеров: вспоминались какие-то давние большие обиды и делался обязательный вывод, что "все шакалы козлы".
Ребята, если делать такие шикарные обобщения, на основании тех нескольких десятков (максимум) начальников, которые тебя окружали, и переносить эти наблюдения НА ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ, можно далеко зайти. Я бы тоже мог на основании негатива, полученного от определённых солдат, расширить его на весь солдатский состав, все миллионы парней, но это же глупо и неправильно!
Хотя если собрать все случаи из моей службы, когда подчинённые косячили, подставляли, пьянствовали, наркоманили, врали и просто тупили, то можно книгу объемом с "Войну и Мир" написать!
- Водитель-срочник получил приказ проверить уровень топлива в своём ГАЗ-66. Датчик-указатель не работал, тогда он отвинтил крышку бака и, дело было в сумерках, поднёс зажигалку в горловине, чтобы подсветить. Еле успели его остановить, а то бы и себя, и автомобиль спалил.
- Несколько солдат днём самовольно оставили часть, к вечерней поверке не вернулись. Вскоре милиция накрыла их в наркопритоне. Вся троица заявила, что это я их отпустил, якобы в обмен на бумагу для ротной канцелярии (тогда действительно была большая нужда в подобных мелочах, только вот никакого уговора у нас не было). Дебилов ещё и сняли ТВшники, история "пошла в народ", вскоре даже командующий округом знал о происшествии. Всю ночь со мной таскались человек пять проверяющих, считали, вся ли остальная рота в наличии. Прикол был в том, что в эти сутки в расположении роты была малая часть личного состава, большинство были раскиданы по нарядам (на разных КПП и в столовой), проверить, кто где находится было той ещё задачкой. К рассвету эта эпопея
- Сержант в ночь перед переводом в другую часть (в нашей он уже много накосячил, решили от него избавиться, когда пришёл запрос отправить несколько человек) напился, уснул с сигаретой и поджёг матрас с одеялом. Обнаружили и потушили дневальные довольно быстро, а вот запах палёного распространился по всей ротной казарме. Время около 1-2 часов ночи, самое время зайти проверяющему из штаба полка с обычным ночным визитом, а у меня в располаге открыты нараспашку окна и дневальные носятся с полотенцами и одеялами, разгоняя дым...
- Хороший парнишка башкир Равиль ночью начал "умирать". Так мне, во всяком случае, объяснил прибежавший дневальный. Прихожу к "умирающему". Равиль лежит на койке, ему плохо, изо рта ИДУТ ПУЗЫРИ. Выглядит устрашающе. Хватаю его и в санчасть. Там договариваюсь, чтобы немедленно ему помогли. Сделали промывание желудка, положили на несколько дней... Вернулся, всё хорошо. За это время я успел выяснить у других солдат, что умиравший поспорил с сержантом на бутылку водки, что съест кусок мыла. Съёл. Спустя время спрашиваю у него, отдал ли сержант водку. Нет, говорит, не отдал. Тут уже пришло моё время смеяться: ну и дурак ты, говорю, Равиль - и мыло съел, и бутылку не получил...
И вот таких случаев было море. Ничего не поделаешь, в стаде не без паршивой овцы... Однако я ровным счётом не хочу утверждать, на основании некоторых событий, будто все солдаты "дебилы" и "слоны" и "куда солдату не смотри - везде ж...а". Поэтому хочу призвать ответно и другую сторону не считать всех офицеров "шакалами" и "тварями". Это полная ерунда. Нужно жить и служить дружно, плечом к плечу. Пуля, мина или растяжка не выбирают, какие погоны на плечах (если, конечно, там не снайпер сидит), все мы ходим под одним небом и богом.
Алексей Королёв, старший лейтенант запаса
П.С. Вот ещё что. Был у меня друг, командир взвода связи Денис. Своих косячников он лупил (по делу, конечно) по-чёрному. Мне такое озверение было непонятно, тем более что вообще-то в жизни он был спокойный, юморной и вообще нормальный человек. Как-то я решил на него наехать, какого чёрта он так зверствует. И тут Дэн поразил рассказом, как в военном училище их учили уважать подчинённых, видеть в солдате человека. С этим настроем он пришёл в войска и поначалу обращался к каждому солдату на "вы", со всеми сопутствующими. Однако связисты эту культуру общения восприняли, видимо, как слабость, начали бедокурить и вскоре человеческим подходом проблемы перестали решаться. Зато когда товарищ лейтенант перешёл на физические методы объяснения, уровень поддержания порядка во вверенном ему взводе резко вырос. Это я рассказал не в качестве оправдания, а как простой факт из армейской практики. А выводы вы сами делайте.