Если не брать в расчет первые годы жизни молодой советской власти, то образ белых офицеров в фильмах получается какой-то… странный. Для любого большевика царский офицер – враг, причем, заклятый и непримиримый, а в кинокартинах их частенько изображали людьми очень даже симпатичными и далеко не глупыми. Казалось бы, нелогично – с точки зрения идеологии было бы правильно сделать наоборот. Однако такой образ царского офицера, созданный советскими киношниками, имеет под собой твердую почву и довольно легко объясняется!
Чистые и опрятные
Мы с вами скажем, что «в этом нет ничего плохого» и будем совершенно правы, но только с точки зрения нашего времени и наших нравов. Если речь идет о конце 20-х – начале 30-х, то есть том времени, в котором белогвардейцев в фильмах начали изображать не тугоумными придурками без интеллекта, а более или менее реалистично, то ситуация получается следующая:
- большая часть населения страны еще к манерам приобщиться не успела;
- нарочитая опрятность и чистота в одежде вызывала у людей что-то вроде «фи» – мол, интеллигенты вшивые;
- следовательно, образ этот действительно был враждебным.
Так, очень четко это прослеживается в «Чапаеве» братьев Васильевых, снятом в 1934 году. Вообще, умный белогвардеец там один – полковник Бороздин, но все до единого враги красных показаны опрятными и интеллигентными.
Умные, хитрые и сильные
Недоумками белогвардейцев показывали только в первой половине 20-х годов, потом встала необходимость в:
- поддержании культа личности вождей, Сталина, в первую очередь;
- демонстрации силы и мудрости Красных, начиная командирами, заканчивая последними солдатами.
Для того, чтобы в полной мере изобразить превосходство новой идеологии и нового общества над старыми ценностями, необходимо было представить образ врага (без врагов коммунизм вообще существовать не может, их наличие – одна из идей этого «течения») действительно мощным.
Мол, сами посмотрите, мы воевали с теми, кто не был дураками, не проявлял трусости, но мы их победили. Взять, например, Лютого и Бурнаша из «Неуловимых мстителей» 1966 года. Это, извините, не придурки и трусы, а вполне себе достойные бойцы и борцы за свое дело. Однако главные герои, те самые детки, которые вчетвером поставили на уши сотни белогвардейцев, оказались в выигрышном положении. Суть такая – враг опасный и неглупый, но в молодом Советском государстве даже дети были умнее, находчивее и сильнее этих «зубробизонов».
Другой пример – штабс-капитан Овечкин из «Новых приключений неуловимых» в исполнении Джигарханяна. Скажете, недалекий и трусоватый? Да куда там! Хитрющий, сильный, предприимчивый. Но, как и в первой части фильма, оказался в проигрыше перед ребятами. Суть та же.
Впрочем, такой симпатичный образ даже в глазах поумневшего к 40-60-м гг. советского народа не вызывал положительных чувств, оно и не удивительно.
Перманентная враждебность
А вот это основа всего – в любом фильме, в котором показывались белогвардейцы, они изображались неизменными врагами без особых человеческих чувств. В первую очередь, режиссеры демонстрировали их природную злобу ко всему, что не вяжется с их мировоззрением, и даже иногда друг к другу. Собственно, это объяснимо – как уже говорилось выше, не может коммунистическое общество (ну ладно, хорошо, социалистическое) существовать без врага, потому что для этой идеологии нужна борьба с четким противником. Им и стали белые офицеры из советских кинокартин.
И, нужно сказать, от реальности это стоит не очень-то и далеко. Дело в том, что Гражданская война была борьбой не столько политической, сколько культурной и моральной. О реставрации монархии белые особо не задумывались, не очень-то ее и желали, а вот поставить на место распоясавшееся «быдло», как они между собой величали революционеров, было для них делом чести. Фактически это столкновение двух противоположных миров, и лояльного отношения противников друг к другу быть почти не может!
Источники: