Когда на творческие занятия приходят не совсем обычные ребята-дошкольники, а дети с ограниченными возможностями, конечно, подход у учителя к ним совсем иной, чем к привычному контингенту учеников.
Но педагогам из нашего спецучреждения удивляться уже почти нечему, ведь мы привыкли к тому, что форма или содержание каждого занятия в большинстве случаев может отступить от программы, даже если она донельзя адаптирована под ребенка с нарушениями.
Искать подход?
Разумеется! Этим в сущности педагоги и занимаются. Только здесь имеются два довольно щекотливых момента:
- Во-первых, сам процесс поиска занимает довольно продолжительное время. И незнакомый, пусть и даже очень хороший и опытный педагог, знающий назубок специфику работы с детьми всех нозологических групп, никак не сделает это в первые минуты занятия.
- Во-вторых, довольно сложно осуществлять этот "поиск подхода", не отступая от основной темы и плана занятия. А занятие обязано пройти по плану! А педагог обязан сделать так, чтобы мама ребенка осталась довольной, и у ребенка при этом не испортилось настроение.
И если мамы детей (а также начальство педагогов) понимают, что ничего хорошего не бывает сиюминутно по щелчку пальцев, а труд педагога закрепляется ежедневным трудом родителей, то все получается очень даже здорово. И развитие ребенка, хоть и небольшими шагами, но идет в нужном направлении.
Но если родители начинают работу с ребенком раньше, чем кидают ее на педагогов, то получаются довольно интересные ситуации.
Дима
Мальчик 5 лет, ЗПР. Посещение творческих занятий предписано индивидуальной программой в обязательном порядке. Мальчик, если учитывать его особенность, неглупый, прекрасно понимает, что от него хотят. Но он-то заниматься совсем не хочет!
Моя добрая коллега ему и краски предлагает, и пластилин различных видов, и все в добрейшей игровой форме (с различными "фокусами" и "плясками с бубном", которые всегда "заходят" даже самым несговорчивым ребятам).
Но - нетушки! Будем просто громко кричать "нет!", вот прямо такой интонацией: "Аааа! Они меня мучают, мамочка, спаси, эти тетки из меня котлету делают!" А потом - как по сценарию театрально "плюхаемся" на пол и стучим кулаками по полу. Ух как старательно стучим! Ведь под нами на этаже как раз палата, вот пусть услышат и прибегут на помощь!
Мама Димы, тихая и неконфликтная девушка, прекрасно знала обо всех "выкрутасах" сына, смотрела на них сквозь пальцы, но и на педагогов особо не нападала и ни в чем их не обвиняла, как это иногда у нас бывает.
Вова
О, здесь мы с коллегой были, мягко говоря, в недоумении.
Нам в строгой форме повелели взять к себе на занятия мааааленького мальчика Вову! Тоже с ЗПР. Но пацану только-только исполнилось 2 года! Он еще еле шлепает по полу за ручку и в памперсе! Ну и "задержка", конечно... Младенчик же совсем, для кружков-то!
Но - симпатяшка такой! Пухлый, лысый, глаза большие-большие, темно-карие! Только вот какое "творчество" с ним может быть? Разве что "рука в руке" (если позволит) катать шарики и столбики из пластилина или шлепать штампики с краской.
Совпадение
Мы с коллегой в этот день работали в одном кабинете. И так получилось по расписанию, что на одно и то же время к ней привели того самого "несговорчивого Диму", а ко мне - мелкого Вову.
Дима, конечно же, садиться за парту отказался, стал бегать по кабинету и хватать все что под руку попадется. А Вову я посадила за самый маленький столик. Ого! Он - не против! Подвинул к себе коробку с цветными салфетками, стал их вынимать, тискать, но при этом изумленно наблюдал за крутящимся Димой.
Я тоже взяла в руки салфетку, стала ее мять, вертеть. Смотрю - маленький за мной повторяет! Вот это да! Чуть не поперхнулась. В итоге, стали с ним шарики катать. А вдруг и на панно какое к концу смены накатаем!
Дима же - в своем репертуаре!
Когда коллега нежно, но настойчиво, все же усадила его за парту, он, громко крикнув "не буду!", буквально "утёк" в глубину парты, а потом выполз и растянулся на полу. "Не! Не! Нееее!" - хныкал Дима, скривив рот. Коллега было пыталась его поднять, а он сделался мягким-мягким и нарочно "вытекал из ее рук", при этом толкаясь ногами. Но хныкал так артистично, так жалобно, что и Станиславский бы поверил.
Тут мы с коллегой обе дар речи потеряли
Маленький колобок Вовка с кряхтением слез со стульчика, взял со столика целую чистую салфетку. И неуклюже потопал к "отдыхающему" на полу Диме. И маленькой пухлой ручкой стал ему с лица слёзы салфеткой вытирать!
Дима, конечно, все Вовкины попытки "мало праздновал", только уворачивался и ныл: "Уйди!" Я аккуратно подняла малыша и отошла подальше, дабы избежать последствий (мало ли, что там Дима "удумает"). А Вова, находясь у меня на руках, показывал пальцем на Диму и, выразительно так, округлив глаза, возмущался: "Э! Э-ээ! Ай-яй! Уп-ля! О-о-о-о!"
Но тут время урока подошло к концу
Коллега вывела Диму к маме, а я так и вышла из кабинета с Вовкой на руках.
Меня в коридоре встретила воспитательница:
- "Насть, а чего это ты его тащишь? Он и сам ходить умеет!"
- "А где его мама?" - спрашиваю.
- "Мама - на работе, - отвечает воспитательница, - а мы и без нее прекрасно справляемся, правда, Вован?"
Мелкий кивнул, высунул язык и сделал "пррру". И переполз уже в руки воспитателя. И она понесла его в игровую комнату.
А мама Димы, вздохнув и в очередной раз обозвав своего сыночка "горем луковым", пошла с ним по коридору в другую сторону.
Дорогие читатели, добра Вам и взаимопонимания с родными и близкими.
Буду рада воспитанным гостям, добрым лайкам и новым подписчикам на КАНАЛ
Остались еще на свете педагоги, которые могут пожалеть родителей
Оказалось, что чужой тяжелый ребенок понимает педагога лучше, чем умные образованные коллеги
#учителя и дети #воспитатели и дети #особенные дети #учителя и родители #поведение детей