Найти в Дзене
С любовью из России

Как в России появились маршрутки

Оглавление

Так сложилось, что в современной России (да и не только в РФ, по всему СНГ это прослеживается) едва ли не самым популярным видом общественного транспорта стали маршрутные такси, они же «маршрутки». Колесят они по улицам больших и малых городов, разводят пассажиров, получают прибыль. Некоторые люди считают, что явление это сугубо современное, и раньше ни о чем подобном никто и не думал. Однако это не так – первые маршрутки появились еще в самом начале XX века в США, а в нашу страну эта замечательная задумка пришла незадолго до ВОВ!

Первые маршрутки в СССР

В середине 30-х гг. в Москве резко вырос пассажиропоток, одновременно с этим увеличился выпуск легковых автомобилей, да не каких-нибудь, а «премиальных», говоря современным языком. Например, ЗИС-101, который вначале предназначался исключительно для чиновников, производили в таких количествах, что государственный аппарат автотранспортом был укомплектован под завязку.

Сопоставив эти два обстоятельства, правительство приняло своевременное и мудрое решение – раз общественного транспорта на всех не хватает, а в стране много незадействованных легковых машин, то почему бы не использовать их для перевозки пассажиров по популярным маршрутам по сравнительно высоким ценам?

ЗИС-101
ЗИС-101

Результатом стал запуск в 1936 году первых линий маршруток. Что это было с точки зрения советских граждан? Давайте помыслим современными реалиями. Представьте, что вместо потасканных ПАЗиков и ГАЗелей, на линии выйдут премиальные автомобили вроде Мерседесов Е или S класса, а стоимость проезда на них будет рублей 100-150. Удобно и комфортно, главное, быстро, намного быстрее, чем на популярном в то время трамвае.

Маршрутные такси с остановкой по требованию народу полюбились, но была проблема – в машину влезало всего 6 пассажиров, а вот для большого багажа места не было. Сложность эту решили только после войны.

Послевоенное время

В годы ВОВ ЗИСы, использовавшиеся в качестве маршруток, заморозили, оставили в Москве всего пару линий, а сразу после Победы вернули их на улицы, причем, не только столицы, но и других крупных населенных пунктов. В это же время стали продумывать стратегию запуска грузопассажирского транспорта с тем же принципом работы. Остановились на модифицированном ГАЗ-ММ, который выпускался как в виде авто с открытым кузовом, так и в форме автобусов.

Стоимость осталась та же, кроме того, сохранились ЗИСы, в том числе, более совершенный, 110-й. После смерти Сталина решили пересмотреть вопрос маршруток – в 50-е годы на линии запустили Победы, в 60-х сняли, заменив на более современные 21 Волги. Одновременно с этим начали перевозить пассажиров на революционных по своему времени РАФ-977, которые не уходили с улиц вплоть до середины 70-х гг.

РАФ-977
РАФ-977

На смену им пришли еще более «крутые» РАФ-2203, позволявшие брать на борт и пассажиров, и багаж. Такая ситуация сохранялась вплоть до первой половины 90-х.

РАФ-2203
РАФ-2203

Современная Россия

Наступило новое время, вместе с ним в страну пришел капитализм, который превратил практически все сферы экономической деятельности (да и не только экономической) в прибыльный бизнес. Исключением не стали и маршрутки – с первой половины 90-х этот вид городского транспорта попал под контроль крупных предпринимателей (мелким на его раскрутку не хватило бы ни денег, ни связей в криминальном мире), на улицы наших городов выехали:

  • ПАЗы;
  • ГАЗели;
  • в редких случаях иномарки (например, сильно подержанные Фольксвагены и Мерседесы).
ПАЗ
ПАЗ

Вместе с этим на дороги пришел хаос – если раньше, при Советах, водители просто работали и возили людей, то теперь они погнались за выручками. Нарушения правил дорожного движения маршрутками стало печальной нормой. Кроме того, набирали на работу (да и сейчас набирают) кого попало, так что аварийность с этим видом общественного транспорта, к сожалению, пока очень высокая.

Источники:

https://instapie.biz/blog/marshrutnoe-taksi-eto-obschestvennyy-transport-ili-net/

https://novie-avto.ru/istorija-sozdanija-marshrutnykh-taksi/

https://www.m24.ru/articles/nazemnyj-transport/10032015/68176

https://carakoom.com/blog/kak-poyavilis-i-razvivalis-marshrutnye-taksi-v-sssr-i-rossii