Найти в Дзене

Что такое время. Разбираем подробно

Оглавление
Время - это движение планеты.
Время - это движение планеты.

Вопрос о том, что же такое время, многих весьма интересует. Особенно с точки зрения практической - очень хочется “путешествовать во времени”. Чего только не придумали, но толку мало; ясного понимания данного феномена наша цивилизация в лице всех её самых продвинутых философов, исследователей, учёных так и не смогла предложить.

Данную тему я подробно разбираю в своей книге “ВРЕМЯ. Пространство. Космос. Введение в гелиоцентрику”. Ниже представлены лишь наиболее общие соображения.

Время - это движение планеты

То, что мы с вами называем временем в нашей повседневности есть по сути не более чем орбитально-осевое (а также и прецессионное) движение “нашего” планетарного тела. Это явствует уже из контекста.

Год - это время? Время. Что такое год? Год - это один оборот планеты вокруг Солнца.

Сутки это время? Время. Что такое сутки? Сутки - это оборот планеты вокруг своей оси.

Месяц - это условная величина, которая в принципе привязана к цикличности нашего спутника, Луны. Синодический лунный цикл длиной в 29,53 земных суток - не слишком удобная мера длины, но это в целом и не важно, потому что меряем-то мы этот цикл именно земными оборотами. (Кстати, а вы знаете, что Луна не вращается вокруг Земли?)

Час - это вообще чистая условность. Нет в природе естественных циклов, которые соответствовали бы 1/12 или 1/24 суток. Почему люди решили делить суточный оборот по модулю 12 - это отдельная история. Сейчас достаточно понять, что час - это просто доля суток. Т.е. опять-таки мы возвращаемся к естественным планетарным циклам.

Вот эта базовая цикличность и есть время. И всё. Всё остальное, что называют временем, таковым не является.

Если вы хотите путешествовать “во времени”, спросите себя, как можно “открутить назад” планету, вместе со всем, что на ней находится. Если у вас есть ответ на этот вопрос... Впрочем, не надо иллюзий. Путешествовать во времени невозможно по определению.

Время и восприятие времени

Путаница в понимании данного термина связана с тем, как именно мы воспринимаем процессы планетарного движения. Нужно отметить, что непосредственно мы их не чувствуем. Несмотря на то, что скорость осевого вращения на экваторе составляет порядка 458 м/с, эту скорость мы не ощущаем.

Орбитальная скорость планеты - в среднем порядка 30 км/с (!). Но и этого движения нам воспринять не дано. Хотя если мы задумаемся, это огромная скорость. Бешеная. Развить такую скорость в пределах планетарной атмосферы практически нереально. Но именно эта самая атмосфера и служит своего рода “изолятором”.

Итак, непосредственно мы время не воспринимаем. Мы можем фиксировать только “вторичные параметры”, такие, как смена времён года, “восход” и “заход” Солнца, “движение” звёзд и прочих объектов по небу и т.п. Нам кажется, что Земля покоится, и всё “вращается” вокруг неё. По этой-то причине “древние” полагали, что наша Земля находится в центре мироздания а всё остальное вращается вокруг неё.

Благодаря Копернику, Галилею, Кеплеру и др. сегодня мы знаем доподлинно, и это подтверждено практическими наблюдениями “из космоса”, что Земля имеет форму шара и движется по эллиптической обрбите вокруг светила. Но наша привычка и наши эмпирические данные не дают нам осознать этот факт практически. Мы пребываем в подсознательной иллюзии, наша картина мира не соответствует реальности.

Движение планеты формирует в нашем сознании основные свойства нашего времени - непрерывность, равномерность. Ещё раз: время равномерно и непрерывно, не потому что это некое всеобщее “свойство времени”, а потому, что именно так мы воспринимаем движение нашей планеты - находясь на ее поверхности. Если бы мы находились, скажем, на Меркурии, для нас это не было бы столь же очевидным: там Солнце в районе полудня совершает “попятное” движение по небосклону.

Абсолютное время Ньютона

Наше “понимание” времени также оторвано от астрономической данности, как и восприятие. Почему так?

Все дело в том, что “основоположник” современной физики сэр И. Ньютон ввёл в наш мир понятия “абсолютного времени” и “абсолютного пространства”. Эти категории потребовались ему для того, чтобы построить модель идеальной среды, в которой его “законы” могли бы действовать “объективно”. В своём труде “Математические начала натуральной философии”, изданном в 1687 году, он ввел эти две категории в научный обиход. “Благодаря” этим постулатам в нашей общей картине мира сформировалась идея о том, что время и пространство существуют как бы сами по себе и служат “вместилищем” всего остального, всей Вселенной.

Для своего времени это была революционная идея. Но в самой этой концепции была заложена “мина замедленного действия”. В итоге она привела к полной атеизации не только физики, но и науки в целом. Мироздание, которое до того считалось божественным творением, с легкой руки Ньютона превратилось в тикающий будильник, а Бог из Творца сделался часовых дел мастером, а затем был и вовсе упразднён за ненадобностью. К чему нам Бог, если нам и без Него известны законы мироздания?!

Время как четвертое измерение пространства

О том, что никаких “трех измерений пространства” в реальности не существует, я уже писал ранее. Это просто модель, причём в нашем случае не самая удачная, поскольку в реальности мы находимся на поверхности шара. Тут вообще нет никаких перпендикулярных прямых. Да и вся эта система находится в постоянном неравномерном движении, так, что даже точку отсчёта установить практически невозможно.

Этот вопрос несоответствия наших базовых научных моделей реальной космической ситуации не сильно заботил учёных, которые на рубеже XIX и XX вв. были оздачены поиском “эфира”. Им нужна была новая среда, взамен ньютоновой, которая могла бы объяснять явление электромагнетизма. Впрочем, поиски эфира не увенчались тогда успехом, во всяком случае существование эфира как материи не было подтверждено экспериментально. Между тем, ряду сделанныхв этом направлении наработок нашлось иное применение.

В 1907 году Герман Минковский предложил идею “континуума”, которая предполагала, что пространство и время - это не отдельные “сущности”, но что они как бы дополняют друг друга и составляют единую систему. Так время сделалось 4-м измерением.

Нужно ещё раз подчеркнуть, что это чисто математическая модель. Представить её себе визуально и по сей день не может ни один здравомыслящий человек. Да это и не требуется. Учёные привыкли пользоваться в своей работе языком формул, им достаточно уже и того, что на основе подобного рода моделей можно обосновывать свои гипотезы. Насколько гипотеза соответствует фактической реальности не так уж важно, если она позволяет достичь прогнозируемых результатов.

Именно так и родилась Теория относительности. Молодой служащий патентной конторы из Швейцарии, А. Эйнштейн, используя идеи передовых физиков своего времени, выдвинул гипотезу о том, что “пространственно-временной континуум” может искривляться под воздействием гравитации. Это уже, конечно, другая история, выходящая за рамки данной статьи, но тут важно подчеркнуть именно момент “утилизации” времени. Из самостоятельной абсолютной величины оно было сведено до уровня простой “координаты”.

Субстанциальность времени

Каких только теорий сегодня не существует по поводу времени! Чего только люди ни навыдумывали, лишь бы объяснить это простое явление, смысл которого постоянно ускользает, убегает, как песок между пальцев. На мой взгляд, вся проблема тут в том, что многим людям очень хочется куда-нибудь сбежать от той реальности, в которой все мы пребываем. И побег “во времени” кажется наиболее желательным, ибо “там уж точно не найдут”. Но, увы и ах. Друзья мои, просто примите этот факт как данность - путешествовать во времени невозможно.

Одна из наиболее радикальных гипотез о природе времени предполагает, что время субстанциально. Об этом в частности писал русский учёный А.Н. Козырев. Он утверждал, что время имеет плотность и от изменений этой плотности зависят качества практически всех процессов. На мой взгляд, то место, которое в его системе занимает время, на самом деле должен занимать “эфир”. Но в ту эпоху, когда он занимался научной деятельностью и ставил свои опыты (СССР, середина ХХ в.), данное понятие было жёстко табуировано. За одно только высказываение в этом ключе можно было лишиться всего.

С лёгкой руки Козырева время превратилось в некий поток, свойства которого в самом прямом смысле можно уподобить свойствам энергии. К реальной реальности это имеет весьма условное отношение. Совершенно очевидно, что время не субстанциально, т.е. время не обладает свойствами материи, пусть бы и наитончайшей, не является субстанцией.

Семантически можно время уподобить термину “погода”. Погода ведь не субстанциальна сама по себе. Да, мы знаем опеделённо, что некие атмосферные процессы имеют место, и в своей совокупности они воздействуют на всю окружающую среду, но при этом погода лишь указывает на эти процессы, обобщает их, но не является ими. Например, движение масс (субстанции) воздуха, которое мы называем “ветер”, это не есть сама погода, но при этом ветер влияет на погоду, формирует её.

Закон времени

Американский учёный Хосэ Аргуэльес, о котором я уже писал ранее, предложил весьма удачную формулу, которую он называл “Закон времени”:

Т (Е) = Искусство, в оригинале: T (E) = Art,

энергия, организованная временем, превращается в искусство.

Данная формула хорошо демонстрирует принципиальное различие между энергией, как субстанцией, и временем, как фактором её организации.

Время создаёт условия, в которых планетарные процессы имеют место. Например, электромагнитное поле Земли как объект существует во времени и благодаря ему, но само это поле формируется не из времени, но за счёт направленного солнечного излучения. Энергию планете сообщает звезда, и во времени планеты эта энергия определённым образом упорядочивается. Т,е, время - это не энергия, но фактор, который энергию организует.

Аргуэльес считал, что время является всеобщим фактором синхронизации. Фактически же, в отрыве от планетарного уровня иерархии мироздания события происходят “единомоментно”. У них нет “начал” и “концов”, каждое событие есть целостное явление, для которого понятие о “длительности” или “последовательности” не имеет значения, т.е. идея “синхронности” тут теряет смысл.

Мы можем, конечно, рассматривать время как явление более общее, выходящее за рамки планетарного уровня бытия, однако, нам тогда нужно будет взять за основу какой-то циклический процесс, который объективно воздействует на энергию иерархически более “высокого” уровня. В таком контексте известное нам планетарное время можно считать лишь частным случаем, проекцией времени всеобщего.

Время в иерархии мироздания

Время с которым мы имеем дело в процессе планетарного бытия есть всего лишь - и не более чем - движение планеты. В этом планетарном времени существуют наши физиологические тела, составленные на 100% из материи самой планеты. И все они пребывют в планетарном пространстве - на поверхности геоида (так называют приближенное по форме к шару планетарное тело).

Если оторваться от планеты, отлететь от неё хотя бы на пару парсеков в сторону межзвёздного пространства, то мы без труда обнаружим, что там никакого времени нет. Там есть наша точка сознания (тушку свою нам едва ли удастся туда вытащить), но там нет вторников и пятниц, обедов и ужинов, лет и зим. Также нет там и никакого объективного движения, для измерения которого нам могли бы понадобиться некие циклы.

Если мы хотим измерить некие процессы, происходящие “в небе” с позиции земного наблюдателя, мы, разумеется, используем земные циклы в качестве системы отсчёта. Для нас они, эти циклы, родные, они у нас во плоти. Да и с чем ещё могли бы мы соотнести происходящие вокруг нас события. Нелепо было бы мерить, скажем, движение кометы в венеринаских циклах, так ведь? Но будь мы на Марсе, можно уверенно утверждать, что земное время нам бы там совершенно не пригодилось.

Вот и получается, что время есть, но в то же время его и нет. Оно есть, пока мы на земле и прочно связаны с собственными телами. Но чуть только мы скидываем эти свои скафандры и переходим с земли “на небо”, мы оказываемся полностью вне времени.

Безусловно, мы, точнее, наши “тонкие” тела остаются подвержены воздействию неких “организующих” факторов. Однако, называть их временем не вполне корректно. Ибо это силы имеют принципиально иной “характер” и они оказывают на нашу “сущность” воздействие совершенно иного плана, нежели планетарные циклы. Пока что у нас просто нет для их определения подходящих слов, ибо сами по себе эти процессы находятся вне нашего понимания. Использовать применительно к ним термин “время” можно лишь с оговорками, условно. И лучше бы этого не делать вовсе во избежание путаницы, что, собственно, сейчас и имеет место.

Вот несколько роликов, которые я снимал для своего тиктока, где я излагаю основные моменты коротко и доходчиво. Посмотрите:
Что такое время? Часть 1. Планетарные циклы.
Что такое время? Часть 2. Движение планеты.
Что такое время? Часть 3. Личное время жизни.
Что такое время? Часть 4. Летим на Марс.
Что такое время? Часть 5. Время и будильники.

В остальном, я полагаю, что многих такая вот очевидная постановка вопроса не устроит. Людям нравится простые факты облекать в таинственные оболочки и возводить в ранг вселенского значения. Жду ваших комментариев, давайте спорить, делитесь своими определениями, ищите подвох в моём. По возможности, отвечу всем.

А ещё у меня есть telegram канал, куда приглашаю всех, кто жаждет истины. Будем искать ее вместе: https://t.me/geliocentric