Продолжим "модную тему" Анны Карениной. Недавно я писала о красном мешочке Анны, который был с ней в последние её минуты. А теперь обратимся к кружевам.
"Две горничные, ходившие по платформе, загнули назад головы, глядя на нее, что-то соображая вслух о ее туалете: "Настоящие", - сказали они о кружеве, которое было на ней".
Это, казалось бы, маленькая деталь, но говорящая. Потому что во время действия романа - а это вторая половина 1870-х - даже у обеспеченной дамы кружева вполне могли быть не "настоящими", а "машинными".
Машинные кружева, чьи узоры имитировали прославленные кружева ручной работы, были по-своему хороши. Тонкие, лёгкие, пластичные и, главное, куда более дешёвые. Но, конечно, машинное кружево и настоящее – это как копия картины и её оригинал... Кружевница моделировала орнамент, следуя за всеми изгибами образца, а вот с машинным кружевом это невозможно, что делает его не таким изящным.
Современники писали: «Несомненно то, что, несмотря на дешевизну, машинные кружева никогда не вытеснят ручных, потому что кружево, сделанное умелой рукой, под непосредственным влияние художественного чутья, всегда заключает в себе что-либо индивидуальное, характерное, поэтому можно без труда отличить массовый машинный продукт».
Можно, конечно. Но спрос на машинные кружева неуклонно возрастал. И, например, машинное шантильи было много дешевле, а взгляд не специалиста уже и не мог отличить машинное от ручного. А разница между ручным филе-гипюром и тем, что было изготовлено машинным способом, была видна разве что при многократном увеличении.
И чем дальше, тем больше возникало техник имитации дорогих кружев – например, с помощью машинной вышивки по тюлю воспроизводили узоры знаменитых кружев, например, брюссельских.
Или химическое кружево, которое производили с 1860-х: путём выжигания основы, на которую предварительно была нанесена вышивка. Узор вышивали хлопковой нитью по шёлковой основе, а затем погружала в раствор хлора или кислоты, где шёлк сгорал и оставался ажурный узор. А его, при необходимости, можно было доработать игольным шитьём.
И есть один важный момент! Дамы обеспеченные тоже охотно носили машинные кружева. Не из-за дешевизны, а потому что это была интересная модная новинка...
Могли ли горничные вот так, взглянув на проходившую мимо Анну, точно определить, что на ней настоящие кружева? Ну разве что у них был глаз-алмаз. И то вряд ли. Или же кружева в наряде было так много - например, кружевные драпировки или воланы на юбке, или кружевная шаль - что это само по себе выдавало "машинное кружево" (потому что такое количество ручного стоило бы баснословно дорого, и женщин в подобных нарядах просто так, в повседневной жизни, и не встретишь).
Скорее, дело в элегантности Анны. Такой, что когда смотришь на неё, уже и не возникает сомнения - да, на такой женщине кружева могут быть только настоящими.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory