Да не просто мало, а вообще почти ничего. Даже из более-менее серьезных исторических работ, посвященных русским "крылатым", на данный момент мне удалось обнаружить только три:
1. Цвиркун В.И. "Гусары в русском войске XVII века".
2. Бабулин И. Б. "Гусарские полки в русской армии XVII века."
3. Шаменков С. И. "Доспех русских гусар времен царя Алексея Михайловича: опыт реконструкции"
Наиболее полной и интересной статьей из всего этого является, пожалуй что, работа Бабулина. Статья Цвиркуна вышла давно, в 1993 году, и к данному времени некоторым образом устарела (с того времени были опубликованы новые научные источники).
Но даже эти материалы содержат очень неполные сведения о русских гусарах XVII века. О них, по сути, сейчас известно только то, что они - были...
Общая информация
Здесь я даю только краткую выжимку из упомянутых статей, кто захочет - может их найти и далее разбираться самостоятельно.
Итак. Первое историческое упоминание о русских гусарах - это царский указ от 11 апреля 1635 года, согласно которому направляются в Тулу:
"с ротмистром с Христофором Рыльским, и гусар и рейтар и всяких чинов людей 735 человек, иноземцов Литвы и поляков и гречан и сербян и волошан и всяких иноземцов 2146 человек"
То есть для несения службы в Туле, как сказано в указе, для "обереженья государевой Украйны от крымских и ногайских людей и от черкас" (а Тула была, напоминаю, центром военного командования Большой засечной черты) отправлялся эдакий "Иностранный легион", собранный из числящихся на русской службе "иноземцов". Среди них были и гусары. Стоит обратить внимание на "иноземцов Литвы" - вполне вероятно, что гусары эти были изначально литовского роду-племени. Только потом их стали набирать из русских.
А также надо помнить, что всего лет 20, как кончилась Смута.
Сам Христофор Рыльский был поляком, шляхтичем герба "Остоя", и с 1631 года со своей ротой служил русскому царю именно на южной границе - гонял, в основном, татар. Скорее всего, он принял православие. Была ли у него тогда именно гусарская рота - неизвестно. Но анонимный польский автор (есть мнение, что это Ян Млоцкий), видевший отряд Рыльского въезжающим в Москву, назвал его людей именно гусарами:
"Потом полковник Рыльский (Rylski) вел 1000 гусар, обмундированных по-польскому образцу, с барабанами и свирелями. У его лошади были: на голове султан, на спине крылья и дорогой, шитый золотом чапрак. Многие из гусар, въезжая в ворота, сломали свои копья, потому что поздно уже опустили их пред воротами..."
В этом же документе этот же автор упоминает некие "многие тысячи гусар" в других воеводских русских полках, но подтверждений этому нет. Возможно, ясновельможный пан тогда толком просто не проспался. На настоящее время есть подтвержденная информация только о двух отрядах русских крылатых гусар: о роте Рыльского, впоследствии расширенной до полка, и о полке Новгородского разряда. Но они существовали в разное время. Полк Рыльского, поучаствовав в Смоленской войне, после 1654-го был расформирован, а Новгородский в 1660-м году - только создан. Известно, что формировался он из северных дворян (Новгород, Псков, Торжок), и довольно активно участвовал в русско-польской войне этого времени. А вот гусары Рыльского после боя под Смоленском форменным образом исчезают из истории. Бой этот был, кстати, для русской кавалерии неудачным. Есть предположение, что гусар Рыльского переформировали после этого в рейтар, конных копейщиков или драгун. Скорее всего, в рейтар: русские воины того времени не имели должного навыка копейного боя, которым славились поляки, а обучать этому было слишком сложно. Из русской поместной конницы чаще всего создавали рейтарские полки.
А вот гусарский полк Новгородского разряда (т.н. "полк Хованского") просуществовал до 1701 года (Петр Первый превратил его в драгунский, как и все прочие кавполки). Большую часть своей истории он, как и полк Рыльского, имел вооружение и доспехи польского образца - шишаки, наплечники, кирасы характерного дизайна "полурак", сабли и пистолеты, хотя, по некоторым сведениям, таранной "копейной" тактики (особой и знаменитой "фишки" польских гусар) уже не придерживался, предпочитая действовать на манер рейтар. Просто-напросто не было подходящих лошадей - лошадки калмыцкие и ногайские, которые имелись у новгородцев, для лобовых таранных атак в знаменитом польском стиле не годились (см. что я писал ранее про различие коней легкой и тяжелой кавалерии). Не было и выучки - подобной манере вести бой людей надо учить гораздо серьезнее и дольше, чем стрельбе из пистолетов и сабельной рубке...
У самих ляхов, кстати, в их гусарии кони более всего ценились турецкие.
Из сообщения Хованского, посланного в Москву в 1661 году:
«360 лат у меня в полк приняты. Из этого числа отдано гусаром 91 латы, по нужде на время, покамест по Твоему (царскому) указу присланы будут ко мне гусарские латы, а достальные 269 латы отданы в полк полковника Давыда Зыбина рейтарам… А гусарские латы и шишаки ко мне в полк июля по 7 число не бывали, а гусаром без лат и шишаков и без наручней отнюдь нельзя быть»
До настоящего времени сохранилось всего два доспеха, которые атрибутированы как доспехи русских крылатых гусар.
Один из них находится в Калужском краеведческом музее, другой - в Московской оружейной палате. Произведены оба в Москве.
От собственно польских они отличаются некоторыми незначительными деталями конструкции, а также двуглавыми орлами, укрепленными на кирасе. У калужского доспеха нет креплений для крыльев на спине, но это еще не показатель: крылья в то время могли крепиться просто к седлу, к задней луке. Так, кстати, по иным сведениям, предпочитали их носить именно литовские "рыцари".
Во время реставрации в XIX веке оба эти доспеха, особенно московский, пострадали от рук реставраторов...)