Критикуешь - предлагай! (с) С этой мыслью трудно не согласиться, поэтому мы предлагаем свой сценарий улучшения работы транспортного комплекса города Тамбова. По сути, он является адаптированной под Тамбов версией ранее опубликованной Концепции, подкреплённой поверхностными расчётами (в ценах 2021 года).
Итак, распишем подробно, что и зачем надо сделать:
1. Реорганизовать МУП "Тамбовгортранс" и МБУ "Пассажирские перевозки" в полноценного перевозчика и оператора инфраструктуры. Это требуется, в первую очередь, для устранения перекоса в вопросах транспортной инфраструктуры - остановочные павильоны содержатся организатором перевозок, а тяговые подстанции и контактная сеть - перевозчиком. Таким образом, мы имеем скрытое субсидирование автобусных перевозок. Помимо этого, мы видим, что МБУ "Пассажирские перевозки" официально являются организатором перевозок в городе Тамбове (подобных прецедентов в других, более богатых городах, нет - везде организатором перевозок является отдел/департамент/управление/комитет городской администрации/мэрии, но не самостоятельное юрлицо), а по факту - неполная смесь колл-центра по приёму жалоб от пассажиров и оператора инфраструктуры. Именно поэтому, мы считаем необходимым сделать следующие шаги:
1.1. Переформировать МБУ "Пассажирские перевозки" (возможно - со сменой названия) в полноценного оператора транспортной инфраструктуры;
1.2. Перевести специалистов по организации перевозок (предварительно проверив их на соответствие реалиям и квалификации) в новообразованный комитет по транспорту администрации города Тамбова;
1.3. Перевести МБУ "Пассажирские перевозки" в административное здание троллейбусного депо;
1.4. Передать энергослужбу из МУП "Тамбовгортранс" новоиспечённому оператору инфраструктуры;
2. Начать строительство нового транспортного парка на 200 машино-мест. Это необходимо, в связи с тем, что нынешний троллейбусный парк (как постройки, так и оборудование) имеет высокую степень износа;
3. Изменить подход к выпуску ПС на линию и работе перевозчиков на маршруте, а также - к составлению расписания движения.
Сейчас каждая единица подвижного состава работает челночным образом по одному маршруту, за редким исключением, а конкурс объявляется на маршрут/группу маршрутов. Для того, чтобы минимизировать простои ТС (с сохранением необходимого минимума для экипажа) и устранить мнимую конкуренцию, предлагается ввести дифференцированный выпуск ПС на линию, в совокупности с видоизменёнными конкурсами на работу на линии (а не на маршруте). Подробнее о данном подходе мы уже писали ранее. Также, данный подход позволит сэкономить подвижной состав при сохранении транспортной работы и (или) увеличить транспортную работу при сохранении выпуска. Мы смоделировали оба варианта, поэтому сможем позднее ознакомить с ними наших подписчиков;
4. Переформатировать тарифы, расширив их линейку. здесь должны быть социальные (бесплатные), коммерческие (номинальные) и экспресс (повышенные) тарифы, включая проездные билеты с разным сроком действия. Подробности - здесь;
5. Возобновить работу по подготовке/переподготовке водителей троллейбуса и слесарей подвижного состава ЭТ;
6. Обучить не менее 200 новых водителей троллейбуса;
7. Реконструировать/построить/арендовать помещения под линейные/конечные станции для отдыха/пересменки экипажей, а также - для естественных надобностей, мелкого обслуживания и ремонта ПС, переложив их содержание на оператора инфраструктуры;
8. Заменить маршрутоуказатели - необходимо, чтобы они содержали подробную информацию о траектории движения;
9. Разместить не менее 50 остановочных схем маршрутной сети и не менее 200 - салонных, а также - аншлаги на всех остановочных пунктах;
10. Разместить расписания движения ОТ на всех остановочных пунктах;
11. Организовать КВР имеющихся троллейбусов с установкой систем линейного автономного хода и организовать закупку нового подвижного состава (троллейбусы большого и особо большого класса с линейным автономным ходом, автобусы всех классов, в первую очередь - на КПГ);
12. Реконструировать энергохозяйство таким образом, чтобы оно пополнилось мини-зарядными станциями для электромобилей и электробусов;
13. Модернизировать имеющиеся тяговые подстанции и поэтапно заменить контактную сеть;
14. Перейти на брутто-контракты с оплатой за километр линейного пробега, скорректированный на показатели качества;
15. Решить вопрос с парковками.
Сразу возникает вопрос: а где взять деньги на всё это? Ответ прост: участвовать в федеральных программах, взять целевой инфраструктурный кредит и привлечь концессионеров. Каждый вариант по своему прост и сложен, но реален. Всё зависит от лиц, принимающих решения.
Ниже, мы демонстрируем объём вложений по консервативному варианту (минимальные изменения в маршрутной сети, контактная сеть восстанавливается до уровня своего максимума, минус линия по Делегатской плюс правый поворот с Базарной на Интернациональную плюс поворот с Советской на Пионерскую и обратно), но с увеличением времени работы почти всех маршрутов. Работы растягиваются на пять лет, стоимость указана в рублях, в ценах осени 2021 года.
Как мы видим, проект окупится менее, чем за 10 лет, при условии, что нормативный срок окупаемости для транспортных проектов - 25 лет. Сюда же заложено 20%-ное снижение пассажирооборота. Дальнейшие комментарии не нужны, но мы еще покажем доходы/расходы организатора перевозок и перевозчика (имеется в виду правопреемник МУП "Тамбовгортранс").
Мы видим, что финансовые интересы перевозчика, организатора перевозок и оператора инфраструктуры соблюдены максимально возможно, и это даёт положительный результат для всех. Интересно ли администрации города Тамбова двигаться в данном направлении или нет - покажет время.