Найти в Дзене

Концепция развития общественного транспорта. Часть 5. Нумерация и виды маршрутов. Тарифы

Троллейбус в Рязани. Фото с СТТС
Троллейбус в Рязани. Фото с СТТС

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Продолжаем серию публикаций, посвящённой предлагаемой Концепции изменения организации работы пассажирского транспорта в регионах РФ.


В соответствии с 220 ФЗ, являющимся основным документом для принятия решений по работе транспорта общего пользования, маршруты общественного транспорта РФ подразделяются на муниципальные, межмуниципальные, смежные межрегиональные и межрегиональные. Предлагается разделить интервалы их нумерации по этому же принципу с небольшой оговоркой — добавить категорию смежных межмуниципальных маршрутов. В эту категорию нужно выделить маршруты, проходящие через муниципальный район и смежный с ним городской округ, административно не входящий в состав района (п.Строитель — с.Красненькое). С учётом того, что в стране есть три города федерального подчинения, два из которых имеют численность в несколько миллионов человек, для них стоит предусмотреть некоторые оговорки.

Предложенная концепция нумерации маршрутов выглядит следующим образом:

1-199 — муниципальные маршруты. Нумерация — отдельная для каждого муниципалитета каждого региона, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Для последних допускается сквозная нумерация для всех маршрутов, пролегающих строго внутри определённого муниципалитета;

200-499 — смежные межмуниципальные маршруты. Нумерация — единая по региону. Сюда же можно включить маршруты Москвы и Санкт-Петербурга, пролегающие в двух соседних муниципалитетах;

500-999 — межмуниципальные маршруты. Нумерация — единая по региону;

1000—1999 — смежные межрегиональные маршруты. Нумерация — единая по РФ;

От 2000 — межрегиональные маршруты. Нумерация — единая по РФ.

Буквенные индексы со всех маршрутов убираются, за исключением разбиения маршрута на несколько подвидов (социальный, коммерческий и полуэкспресс), с присвоением им индексов «с», «к» и «э» соответственно. Официальные укороченные рейсы имеющего маршрута должны иметь отдельный номер.

Нумерацию для безрельсового транспорта предлагается сделать сквозную, для рельсового и внеуличного транспорта (трамвай, метро, монорельс, городской поезд, городская электричка, фуникулёр, канатная дорога) — отдельную, подчиняющуюся тем же принципам, за исключением городских поездов и электричек, использующих исключительно инфраструктуру магистральных железных дорог.

Для того, чтобы процесс перенумерации был максимально безболезненным для населения, его нужно делать плавно, поэтапно, растянув его на 5-10 лет. При этом, новый номер маршрута должен быть максимально похожим на старый (например, «Тамбов — Рассказово», вместо 102 - 602), а в ряде случаев такая перенумерация не потребуется совсем («Тамбов — Мичуринск», 501).

Ожидается, что подобная нумерация маршрутов позволит избежать дублирования номеров и будет более понятной для конечного потребителя, а значит — сделает общественный транспорт более привлекательным для населения.

Отдельно хочется сказать про тарифы на пассажирские перевозки. В большинстве городов страны они явно завышены. Как так получилось? Истоки пошли с 90-х годов. Гиперинфляция породила недофинансирование отрасли и невозможность своевременного и необходимого приобретения ПС. Чтобы снизить свои издержки, перевозчики начинали повышать стоимость проезда, не заботясь об улучшении качества оказываемых услуг. В совокупности с демографическим кризисом, это породило снижение пассажиропотока и выпуска ПС на линию. Параллельно с этим, начинают появляться массовые и недорогие подержанные автомобили, а также - частные таксопарки и агрегаторы, оттягивающие на себя часть пассажиров. Видя ещё большее снижение, перевозчики ещё сильнее снижают выпуск и повышают стоимость. И так далее. Воронка сужается всё сильнее, общественный транспорт становится всё менее конкурентоспособным, по сравнению с личным автомобилем, такси и даже - с пешим ходом (!).

Проведём сравнительный анализ на примере г. Тамбова.
Группа студентов живёт в начале улицы Сенько, учится в техническом университете, в студгородке. Рассмотрим основные варианты передвижения для неё.

Анализ способов перемещения
Анализ способов перемещения

Как говорится, комментарии излишни. Именно поэтому, перевозчикам и организаторам перевозок, прежде чем искать способы загнать население в общественный транспорт, нужно позаботиться о стоимости поездки и удобстве оплаты.

В связи с этим, предлагается следующий план действий:

1. Каждый маршрут разделяется на три подвида (согласно 220-ФЗ, это будут три разных маршрута): социальный, коммерческий и экспресс. Характеристики каждого маршрута и критерии отбора ПС указаны ниже:

  • 1.1. Социальный (работает бесплатно для всех жителей региона, имеющих транспортную карту). Для остальных пассажиров – стоимость коммерческого маршрута. Перевозчик получает оплату транспортной работы, в соответствии с фиксированным тарифом за километр пробега. Подвижной состав - БК, ОБК, салон - 3 класса. Время работы - полный день, с интервалом не более получаса для городских маршрутов;
  • 1.2. Коммерческий (имеет типовую стоимость проезда, бесплатный проезд – только для детей до 7 лет). Перевозчик получает оплату транспортной работы, в соответствии с фиксированным тарифом за километр пробега и по повремённому тарифу на линии. Подвижной состав - БК, СК, салон - 2-3 класса. Время работы - по усмотрению перевозчика и организатора перевозок;
  • 1.3. Экспресс (имеет повышенную стоимость проезда, полномочия пропускать остановки, менять траекторию, салон более высокого уровня комфорта, бесплатный проезд – только для детей до 7 лет). Перевозчик получает оплату транспортной работы, в соответствии с фиксированным тарифом за километр пробега и по повремённому тарифу на линии+процент от выручки. Подвижной состав - МК, СК, салон - 1-2 класса. Время работы - по усмотрению перевозчика и организатора перевозок;

2. Сформировать и постепенно (в течение 3-х лет) реализовать сетку тарифных планов для населения. Подробности - на слайде ниже (пример указан для Тамбовской области).

Слайд с вебинара
Слайд с вебинара


Подобное разделение маршрутов и тарифное меню способно вернуть на общественный транспорт 10-30% автовладельцев, что уже внесёт значительный вклад у снижение нагрузки на УДС и на окружающую среду.

Продолжение следует...