Найти в Дзене
Планета людей

Наш ответ Валентину?

Оглавление

Тут по итогам вчерашней статьи было много упреков. Вот, мол, есть же замечательный праздник наш, русский - день Петра и Февронии. 8 июля. Ну зачем нужен этот Валентин?

Открытка из интернетов
Открытка из интернетов

На деле считать днем любви, семьи и верности день почитания св. Петра и Февронии может только тот, кто вообще не очень хорошо представляет историю этих святых.

Люди или легенда?

Первая проблема с Петром и Февронией состоит в том, что их не существовало. Никогда. Мы знаем о Петре и Февронии из литературного источника "Повесть о Петре и Февронии", который написан ориентировочно в 1546-1548 годах, специально для канонизации Петра и Февронии. При этом написана история так странно, что не включена в официальный сборник житий святых - Великие Четьи-минеи.

При этом Петр - не абы кто, он князь Мурома. Только вот ни в одной из летописей не упоминается князь с таким именем. Есть мнение, что речь о князе Муромском Давыде Юрьевиче. Он немножко похож в том, что под конец жизни ушел в монастырь, и была у него супруга Ефросинья, про которую вообще ничего толком неизвестно. И в "Повести о Петре и Февронии" говорится, что Петр и Феврония приняли после пострига имена Давид и Ефросинья. Датой их смерти указывается 1228 год, то есть за 300 лет до написания "Повести..."

Словом, не очень понятно, кто эти люди, как их звали на деле. Были ли они.

Как они встретились?

А это очень забавная история.

Дело в том, что Петр бился с драконом. В смысле, с настоящим Змеем Горынычем. И как-то толи его ранило так неудачно, то ли проклятие какое схлопотал. Но вернувшийся победителем князь заболел очень. Покрылся какой-то гадостной паршой. И никто не мог вылечить князя. Но тут было ему видение, что вылечит его знахарка, дочь бортника. При православном отношении к разным народым целителям довольно странно, ну да ладно.

Послали за той знахаркой. Выяснилось, что это такая почти Анастасия, живущая в тайге в одиночестве. И всячески намекающая, что нужен ей мужик в доме.

Соответственно, князю она поставила простое условие. Вылечу, но если ты после этого на мне женишься. Князь в кармане пальцы скрестил и пообещал. А знахарка как чуяла, что надует ее князь, и не стала один струп долечивать.

Памятник Петру и Февронии в Ростове-на-Дону, фото из интернетов
Памятник Петру и Февронии в Ростове-на-Дону, фото из интернетов

Князь вылечился и поступил как истинный хозяин своего слова. В смысле, захотел - и обратно взял. Тетенька хмыкнула и уехала в тайгу. А князь обратно разболелся. Пришлось девчонку звать и теперь уже на самом деле жениться.

А. Простев. Обман князя Петра
А. Простев. Обман князя Петра

Вот такая вот история любви и верности, то есть корысти и обмана.

Что было дальше?

Вот дальше был эпизод, который в какой-то степени может относиться к теме верности. Потому что бояре, разозлившиеся женитьбой князя на странной девке из леса, решили поставить вопрос "или престол, или она".

С исторической точки зрения тема странная. Очень. Но вот же ситуация. Или правишь, но жену отошлешь, или не правишь.

Князь же до последнего пытался переложить решение на жену. Отправил бояр с Февроньей поговорить. Февронья сказала, что уедет без проблем, но с мужем. Муж подумал, что отпускать жену одну - это толкать ее на прелюбодеяние, и решил от княжества отказаться.

А. Простев. Изгнание Петра и Февронии
А. Простев. Изгнание Петра и Февронии

Но слово "любовь" здесь не звучит. Вообще. Поступил Петр-Давид не по любви, а по заповедям. Да и выглядит в "Повести..." Петр не каким-то волевым решительным правителем, а каким-то безвольным человеком, которого несет течение.

Дальше, Петр с Февроньей плывут. И засматривается на Февронью какой-то боец из свиты. И Февронья ему намекает, что его внимание неправильное. Но снова, ни про семью, ни про любовь, ни про верность разговора нет. Она предлагает черпнуть воды вправа от челна выпить ее, а потом сделать то же самое с левого борта. И спрашивает, какая, мол, вкуснее. Вода оказывается одинаковой, и Февронья продолжает аналогию - вот и все женщины одинаковые, поэтому помни о своей жене. И человек сразу перестал на нее заглядываться. Но не потому, что полюбил жену, а потому что испугался этой ведьмы, которая человека насквозь как рентген видит.

Алия Нуракишева. Петр и Февронья
Алия Нуракишева. Петр и Февронья

Впрочем, почти сразу переругавшиеся бояре почти поубивали друг друга и решили послать назад за князем. Черт с нею, с княгиней-простолюдинкой. И правили они некоторое время довольно хорошо.

За что святые?

А вот за что. Через некоторое время пришла пора умирать. Предчувствуя это, повелел князь сделать единый гроб каменный на двоих, но с перегородкой. И ушел в монастырь. Мужской. А Февронья, соответственно, в женский монастырь.

Снова А. Простев
Снова А. Простев

И в какой-то момент Петр уже собрался умирать, и послал к Февронье со словами "ну все, давай вместе, сестра Ефросинья, к Богу уйдем"? Февронья сказала: "Сейчас, минутку, мне тут проветрить храм надо". Петр снова предлагает: "Ну давай уже!" Февронья снова отослала гонца со словами "Ну подожди". Третий гонец сообщил "Я всё, не жду, умираю". После чего и Ефросинья пошаманила и умерла вместе с мужем.

Похоронили их в разных местах. Но потом они как-то вдруг оказались в каменном гробу. Но не вместе. Их перенесли, но они снова вернулись в свой двойной гроб.

За это чудо их признали в 1547 году местночтимыми святыми. Не общероссийского масштаба, а так, муромского разлива.

Петр и Феврония в иконотворчестве. Картинка из интернетов
Петр и Феврония в иконотворчестве. Картинка из интернетов

К слову, канонизировали их в чине благоверных. Это не лично святые, отличающиеся хорошим поведением, а хорошие правители, которые, управляя страной или ее частью, не забывали церковь и помогали людям. У нас можно вспомнить благоверных князей Александра Невского или Даниила Московского.

Так почему семья и любовь?

Ну вот никак не вытекают из "Повести..." ни любовь, ни семья, ни верность. В тексте нет ни одного слова о том, что Петр любит Февронью, а Февронья - Петра. У предполагаемых прототипов - Давыда с Ефросиньей было трое детей, но в "Повести..." про это ни слова. Князь, поступающий по-христиански кротко, и его уверенная нахрапистая крестьянская жена в эталоны не вписываются вообще никак.

Однако сразу после введения "реформ" 1990-х годов в Россию проник праздник св. Валентина. И молодежи этот праздник зашел на ура. Но увы, тема любви в западном обществе давно уже опошлена. И потому потребовалось создать хоть какой-то противовес, основанный на нашей традиции. Праздник Купалы для этих целей не подходил вообще - он еще хуже с точки зрения христианской этики. Вот и пришлось искать тех святых, которые хоть как-то были связаны с темой семьи и отношений мужчины и женщины. Потому что, как ни крути, почти все святые в православной церкви вели монашескую жизнь, чем и прославились.

Петр и Феврония в Великом Новгороде
Петр и Феврония в Великом Новгороде

При этом никого, кто смог бы создать нашу "Золотую легенду" просто не оказалось. Так что пришлось "натягивать сову на глобус" в надежде, что никто не заметит. А варианта "допилить день св. Валентина, которого в России почитают 12 августа, до нужного содержания" почему-то не нашлось.

Вот и имеем борьбу сомнительных Петра с Февронией и коммерчески-западного Валентина за право быть символом искренней любви.