Сейчас из каждого утюга вещают про жертв и агрессоров. Жертв традиционно жалеют, тиранов - осуждают, забывая про то, что одного без другого не бывает.
Сейчас поясню. Например, мужа на работе начальник гнобит, унижает, всячески обесценивает его заслуги. Он приходит домой и срывает зло на жене, которая после этого орет на ребенка, пришедшего из школы и получившего плохую оценку. Тогда ребенок идет и ломает игрушку или хамит бабушке. И так до бесконечности. Тот, кто был жертвой, переворачивается на 180 градусов и сам становится тираном.
Или девочка в детстве подверглась насилию со стороны мужчины, а когда выросла, то начала мужиков унижать, давить, обесценивать. И неважно в какой сфере: личной или профессиональной. Она может быть холодной циничной красавицей, разбивающей сердца или агрессивной начальницей, идущей по головам, желательно мужским.
А еще бывают ситуации, когда муж бьет жену, соседи вызывают полицию, и его садят в тюрьму. Или дети издеваются над одноклассником и приходит старший брат и всем раздает тумаков.
Это примеры того, как порой жертва самостоятельно не может отразить агрессию, но на каждую силу есть еще большая сила. И тираны, которые длительное время не получали отпора и чувствовали свою безнаказанность, сами становятся жертвами и начинают плакать, страдать и говорить, как несправедливо по отношению к ним поступают. Двойные стандарты. Им можно бить и унижать, а их нельзя.
Спасатель чувствует свою важность, нужность и значимость, а жертва впадает в еще большую жертвенность, мол да-да, спасите-помогите, я сам маленький, ничего не могу, если не ты, то больше никто...
Это классический треугольник Стивена Карпмана Тиран-Жертва-Спасатель, но и в нем нет устойчивости. Все они могут менять роли. Та же жертва может пожалеть избивающего мужа и отказаться писать заявление, таким образом становится спасателем.
А спасатель может перейти в роль тирана, если ему важно доказать правоту или восстановить справедливость. И этих комбинаций и перетасовок позиций великое множество. Все зависит от обстоятельств. Но все же какие-то роли нам ближе и роднее, а какие-то чужды.
Мне, например, ближе менять роли тирана и жертвы. В какой-то момент я могу прикинуться маленькой и нуждающейся в помощи и поддержке, если это не срабатывает, то в ход идет тяжелая артиллерия. Как говорится, все средства хороши. А вот спасателем мне быть совсем не нравится.
У меня папа был для мамы спасателем. Когда он умер, то мне все говорили: "Маме сейчас тяжело, ее надо поддержать". И я взяла на себя его роль. Скажу сразу, не мое это. В какой-то момент мне пришлось стать тираном чтобы вырваться из спасательства, потому что когда я спасатель, то теряю себя.
А вам что-то откликнулось? Задумайтесь, какую роль чаще всего проживаете вы? Для чего вы ее удерживаете? Комфортно ли вам в ней находиться?
Если вам сложно ответить для себя на эти вопросы, то пишите мне. Вместе разберемся с помощью метафорических ассоциативных карт, найдем причины проживания каждой из роли, пропишем шаги, необходимые для выхода из треугольника.