Найти в Дзене
Русский паровоз

Почему Сапсаны работают только на двух маршрутах?

Сегодня мне, дорогие мои подписчики и те, кто на моём канале впервые, хочется рассказать о скоростном движении на железных дорогах России. И ответить на очень важный и, наверное, для многих, кто путешествует по железным дорогам России, актуальный вопрос: "Почему Сапсаны курсируют только на линии Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород?".

Высокоскоростной поезд ЭВС2 "Сапсан". Фото с сайта wikipedia.org.
Высокоскоростной поезд ЭВС2 "Сапсан". Фото с сайта wikipedia.org.

Для начала немного углубимся в историю железных дорог нашей страны. Санкт-Петербург - Москва была одной из первых железных дорог России. А точнее - второй. Первой была линия Санкт-Петербург - Царское Село. Движение поездов по маршруту Санкт-Петербург - Москва было открыто в 1851 году. Данное событие приходится на время правления Николая I. И, на самом деле, мы именно Николаю I должны быть признательны за то, что из Москвы в Петербург (или наоборот) можно доехать на Сапсане. И при этом потратить всего 3,5 часа, именно столько времени следует поезд с номером 752, который не совершает промежуточных остановок.

Кстати, интересный факт! Из Москвы в Нижний Новгород тоже можно доехать на Сапсане. Только вот самый быстрый из этих поездов тратит почти 4 часа. С одной стороны поезд делает 2 остановки - Владимир и Дзержинск, но так и расстояние при этом, преодолеваемое поездом всего 402 км, против 634 между Москвой и Санкт-Петербургом. Получается, что на линии Москва - Санкт -Петербург Сапсан следует в 1,5 - 2 раза быстрее, а от Москвы до Нижнего Новгорода его скорость не намного быстрее Ласточки, билеты на которую, как правило, стоят значительно дешевле. Так в чём же дело? И почему Сапсанов нет на других железных дорогах нашей страны? Согласитесь, ведь наличие такого скоростного поезда могло бы значительно "сократить" расстояния между городами, разбросанными по необъятным просторам нашей страны.

Для начала, я предлагаю разобраться, откуда появился Сапсан. Первые поезда такого типа были запущены в 2009 году на линии Санкт-Петербург - Москва. В качестве подвижного состава используются высокоскоростные поезда немецкой компании "Siemens". На железных дорогах нашей страны эти поезда получили обозначения ЭВС1 и ЭВС2 (Электропоезд высокоскоростной 1 и 2). Внешне они почти не различаются. Ключевое отличие заключается в том, что ЭВС1 - электропоезд переменного тока, а ЭВС2 - электропоезд двухсистемный, то есть может работать как на постоянном токе 3000 В, так и на переменном 25 000 В частотой 50 Гц. Кстати, сейчас все Сапсаны относятся к типу ЭВС2, ЭВС1 уже не эксплуатируется.

ЭВС1. Фото с сайта wikipedia.org
ЭВС1. Фото с сайта wikipedia.org
ЭВС2. Фото из сети интернет.
ЭВС2. Фото из сети интернет.

Конструкционная скорость поездов ЭВС1 и ЭВС2 - 250 км/ч. И если от Москвы до Петербурга Сапсан едет со скоростью близкой к максимальной, то до Нижнего Новгорода эта скорость значительно ниже. С чем же это связано? С одной стороны от Москвы до Нижнего Новгорода Сапсану обязательно необходимо выполнить остановку во Владимире, там происходит смена родов тока, кстати именно по этой причине на участке Москва - Нижний Новгород эксплуатировались только Сапсаны ЭВС2, которые способны работать как на постоянном, так и на переменном токе. Для большинства пассажирских поездов во владимире происходит смена локомотива - электровоз постоянного тока меняется на электровоз переменного тока, такая замена занимает значительное время. Сапсану же, достаточно сделать просто короткую остановку. Справедливости ради надо отметить, что существуют и электровозы двух родов тока, которые в последнее время довольно часто можно встретить на железных дорогах нашей страны.

Вид на железнодорожную станцию Владимир. Фото автора.
Вид на железнодорожную станцию Владимир. Фото автора.

Но вернёмся к истории. Существует легенда, что когда царю принесли проект железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Он был очень возмущён, в исходном проекте дорога имела множество поворотов, инженеры старались максимально вписать новую железную дорогу в существующие природные условия. Царь же, сказал, что линия между двумя столицами должны быть прямой и начертил по линейке отрезок между двумя Москвой и Санкт-Петербургом. И действительно, глядя на карту Европейской части страны, многие сразу замечают прямую серую линию между двумя столицами.

Схема жд Москва - Санкт-Петербург. Фото из сети Интернет.
Схема жд Москва - Санкт-Петербург. Фото из сети Интернет.

В последствии при строительстве других железнодорожных линий. Инженеры-проектировщики часто шли на компромисс и делали дорогу с многочисленными кривыми. Действительно, проще проложить дорогу в обход большого холма, чем строить через него выемку или для уменьшения затрат строить мосты в наиболее узких участках речной долины. Однако, чем меньше затраты на строительство, тем больше длинна железной дороги, а самое главное становится больше поворотов. К сожалению именно из-за поворотов, или, как правильно говорить кривых, скоростные поезда не могут развивать большие скорости.

Другой же причиной, по которой, скорость поезда ограничивается - загруженность железных дорог. От Москвы до Петербурга на наиболее загруженных участках построен дополнительный путь, так дорога становится трёхпутной. На большинстве же, железных дорог России всего два, а то и вообще один путь, и обогнать впереди идущий поезд Сапсан может только на станциях и его скорость уже не намного превосходит скорости обычных пассажирских поездов и тех же ласточек, которые гораздо чаще встречаются на железных дорогах России.

Однако главная причина ограничивающая скорость - большое количество кривых. Третий путь, всегда можно построить дополнительно, это гораздо проще, чем строить новую "прямую" железную дорогу.

На этом всё. Всего Вам доброго! До новых встреч на моём канале!