1,6K подписчиков

Выбор внедорожных шин-широкие или узкие? Есть ли альтернатива 42 тракторам? Где предел проходимости Уаз Патриот?

834 прочитали
 За 10000 км пробега, 42 трактора прилично износились,  в основном на центральной части протектора. Жара и асфальт, явно не их профиль. Но у шины еще толстая. 8 слойная шкура.
За 10000 км пробега, 42 трактора прилично износились, в основном на центральной части протектора. Жара и асфальт, явно не их профиль. Но у шины еще толстая. 8 слойная шкура.

Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме. Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.6-20, а также наблюдая тренд на их удорожание, стали появляться мысли, касательно возможного будущего Росомаха, как бюджетно повысить или как минимум не ухудшить его проходимость, а правильные колеса это фактор номер один. Хотя конечно еще нужно отремонтировать мотор, но мечтать не вредно:)

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-2

На фото наглядно видна разница в площади опоры, ну и в протекторе. 6 шт 33 АТ Cooper ST Maxx-255/85 16 и 4 шт. так называемых 42-Нортек ТА-02. Фактический размер моих шин 103 см(40,5), но на узком диске, шириной 9 дюймов стали 106-107 см в накаченном для асфальта состоянии, т.е. более 41,7 и по правилам математики, округляя получаем -42 дюйма. Ширина примерно 350 мм. А чем больше площадь опоры, тем меньше в итоге удельное давление на грунт.

Шины М-93, штатные шины ЗИЛ-131. Есть еще КИ-113, но они вроде радиальные.
Шины М-93, штатные шины ЗИЛ-131. Есть еще КИ-113, но они вроде радиальные.

Интересным и бюджетным вариантом видится шина М-93. Размер шины разных производителей отличается, по моим данным диаметр от 108 до 114 см, ширина 335 мм. Вес чуть более 60 кг, норма слойности также 8.

Как понимаю, например в снегу, важно обеспечить больше тяги при минимальном сопротивление движении, поэтому думаю, что узкая шина например в пухляке по идее должна ехать лучше широкой. Хотя для мостовых машин, в отличии от машин с плоским днищем и на не зависимой подвеске есть свои сложности.

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-4

В итоге попытался создать сравнительную таблицу, чтобы понять какие параметры будут меняться, относительно эталонных Nortec TA-02 13.6-20.

Важными параметрами тут думаю будут следующие:

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-5

1. Диаметр шины. Этот параметр влияет на дорожный просвет. В разумных пределах конечно, т.к. кратно нужно дорабатывать передаточное число в трансмиссии, плюс дорабатывать саму машину под большие колеса.

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-6

2. Площадь опорной поверхности-перспективная площадь пятна контакта. Тут решил упрощенно сравнивать по площади протектора (длина окружности на ширину протектора ). Чем площадь протектора больше, тем больше в итоге опорная поверхность. Конечно многое зависит от жесткости шины, способности ее к деформации, давлению в шине и пр, а также параметров диска по ширине.

3. Вес шины-тут интересна перспектива его снижения до минимальных величин, т.к. этот фактор напрямую влияет на момент инерции колеса, неподрессоренную массу и пр. Так как шины планируется дорабатывать-подрезать и пр, то подбор шин делается исходя из такой возможности.

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-7

4. Ширина-этот фактор тоже важен. Но его стоит рассмотреть отдельно.

Фото из сети. Вездеход на шинах Тром 16 НС-2.. Отношение высоты к ширине шины, примерно  более 2.5.
Фото из сети. Вездеход на шинах Тром 16 НС-2.. Отношение высоты к ширине шины, примерно более 2.5.

5. Отношение высоты к ширине. Чем выше это значение, тем думаю более вытянутое пятно контакта в итоге. Хотя тут и от ширины диска зависит.

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-9

В итоге если верить моим упрощенным расчетам, шина большего диаметра, но более узкая, может иметь в итоге меньшую площадь опоры.

Форма пятна контакта зависит от давления в шине и ширины диска.
Форма пятна контакта зависит от давления в шине и ширины диска.

Возможно в глине и колее этот фактор не будет критичным и проходимость, за счет меньшего сопротивления движению при создании колеи и вытянутого пятна контакта (больше тяги), большего дорожного просвета,

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-11

даже улучшится, но на слабонесущих грунтах это будет иметь негативные последствия. В общем сэкономить в данном случае сильно не получилось, новые М-93 с заявленным диаметром в 114 см, стоят еще дороже. чем ТА-02, а основной выигрыш получаем только в дорожном просвете, примерно плюс 3,5 см. Но каждый сантиметр уже дается с большим трудом, хотя более узкие шины установить чуть проще.

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-12

Расчетно, если поставить более широкие шины , то площадь опоры, даже при схожем диаметре, довольно значительно увеличивается. Но более широкие шины это и большая нагрузка на рулевое, ступичные узлы, т.к. придется менять и вылет дисков, больше вес колеса. За счет большей ширины, такие шины думаю будут хуже работать в глине и колее, пухляке, за счет меньшей тяги и большего сопротивления движению. И подойдут наверное более для уплотненного и позднего снега,

заболоченных и слабонесущих грунтов, ровных поверхностей.

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-13

Интересно также было сравнить 42 трактора с распространенными вариантами внедорожных шин: от 33 до 36(белки). Тут конечно 42 трактора явно выигрывают в площади опоры и величине получаемого в итоге дорожного просвета.

Какие выводы для себя на сегодня: средние варианты по ширине шины более универсальны. Широкие или узкие более специализированы.

  ЗИС-Э134, максимальную проходимость по глубокому снегу, демонстрировал на колесах диаметром 1790 мм и размерность 21.00-28. Могу ошибаться, но получается отношение высоты к ширине колеса около 3,3, почти как у М-93.
ЗИС-Э134, максимальную проходимость по глубокому снегу, демонстрировал на колесах диаметром 1790 мм и размерность 21.00-28. Могу ошибаться, но получается отношение высоты к ширине колеса около 3,3, почти как у М-93.

Дальнейшим возможным вариантом повышения проходимости видится переход на ОИ-25 или аналоги по размерам(шина не намного шире, но больше по диаметру, но судя по всему шины разных производителей, сильно различаются). Но тут надо будет решить комплекс проблем:

1. Максимально уменьшить вес шины (регрувер, обдирка, потроха);

2. Обеспечить как минимум те же величины момента на колесе, как в текущей конфигурации, а возможно даже большее понижение, что в общем практически не возможно реализовать без мостового тюнинга;, запас технических решений для текущей конфигурации минимален-перепрошивка мотора на больший момент, другие ГП. Хотя на пониженной, расчетно машина должна вращать и 49 колеса, т.к. момента на колесе, все равно будет больше чем у стока.

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-15

3. Опять дорабатывать машину под установку еще больших колес.

Целесообразность и реальный эффект от таких переделок крайне сомнителен, не говоря уже про экономический эффект.

В общем остаются пока три возможных кандидата, с учетом приведения их примерно к одному диаметру (путем обдирки, износа, подрезки и пр.) , которые подходят к текущей конфигурации-

М-93. Фото из сети интернет. Довольно много бюджетных предложений шин с хранения. Можно думаю сделать довольно агрессивный протектор и уменьшить вес шины..
М-93. Фото из сети интернет. Довольно много бюджетных предложений шин с хранения. Можно думаю сделать довольно агрессивный протектор и уменьшить вес шины..

М-93,

БУ ОИ-25, фото из сети интернет. Крайне симпатичный вариант, но заставить ехать на них машину, думаю не простая, но интересная  задача.
БУ ОИ-25, фото из сети интернет. Крайне симпатичный вариант, но заставить ехать на них машину, думаю не простая, но интересная задача.

ОИ-25 (версия меньшего диаметра и н.с. 10) .

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-18

На фото вероятно Урал на ОИ-25, хотя не факт.

  Далее мысли вслух, не более, по интересующей меня теме.  Изучая состояние моих Nortec TA-02 13.-19

и непосредственно сами ТА-02.

По красоте конечно интересно владеть двумя комплектами внедорожных шин. Раньше у меня был комплект 36 айрок для снега

и

36 белок для глины.

42 трактора ставил как универсальную замену обоим, с чем они с успехом справились, бонусом был дорожный просвет. Теперь как на второй комплект, широких шин, посматриваю в сторону ободрышей, на базе

Фото из сети интернет. Уаз на ободрышах ИД-П284. Думаю великолепный вариант для заболоченных грунтов и позднего, уплотненного снега.
Фото из сети интернет. Уаз на ободрышах ИД-П284. Думаю великолепный вариант для заболоченных грунтов и позднего, уплотненного снега.

ИД-П284 или КФ-97.

И только наверное опыт сравнительной эксплуатации, даст ответы на интересующие меня вопросы.

Будьте здоровы!

Материалы по теме:

Колесо узкое или широкое;

Пятно контакта в зависимости от ширины шины;