Найти тему
SPIK.KZ

Благоприятный период для тенге заканчивается

В течение последнего месяца мы все имели возможность наблюдать существенное укрепление тенге. Но как долго продлится такая ситуация? Существуют ли факторы, которые в ближайшей перспективе способны оказать давление на нашу национальную валюту?

За ответами на эти животрепещущие вопросы мы решили обратиться к аналитику компании Esperio Нурбеку Искакову.

– Курс казахстанской национальной валюты какое-то время продолжит свое начавшееся в декабре 2021 года укрепление к американскому доллару, равно как и стартовавшее еще раньше – в июне 2021 года укрепление к евро. Тем не менее можно с сожалением констатировать, что благоприятный период для тенге заканчивается и на смену ему приходит пора испытаний.

Начало этих испытаний приходится как раз на вторую половину февраля 2022 года. Признаки этого просматриваются в лихорадочной динамике курса российской валюты, который «проходит» по 2–3% в день и зависит от градуса воинственности заявлений российского политического руководства и руководства западных стран, особенно США и Великобритании.

11 февраля американский президент Джо Байден назначил на 16 февраля «вторжение» России на Украину, после чего курс рубля всего за пару часов упал более чем на 3,0%. 15 февраля было объявлено об отводе части российских войск от границы с Украиной, и рубль сразу же укрепился на 2,0%.

Плюс возникает ощущение, что Запад попросту не видит или не хочет видеть российских попыток к деэскалации конфликта. Так, 15 февраля британская газета The Sun со ссылкой на источники в американской разведке назвала не только дату – 16 февраля, но и время российского «вторжения» на Украину – 4.00 по Москве. Представляете, что могло бы случиться, если бы в это время произошла провокация, которую позже назвали бы российским «вторжением» или «агрессией»? А что будет, если такая провокация все-таки произойдет? Понятно, что против России введут «ядерные» санкции. Но и для финансового рынка Казахстана это тоже будет иметь последствия.

Очевидно, что антироссийские санкции приведут к падению курса рубля на 15–25%, в этом случае аналогичное падение ожидает и казахстанскую национальную валюту. Конечно, смягчить давление могли бы высокие цены на нефть марки Brent, которые в случае реализации конфронтационного сценария подскочили бы выше отметки $100,00 за баррель. Однако мы знаем, что в ходе прошлой геополитической конфронтации России и Запада, наоборот, наблюдалось сильнейшее падение цен на нефть.

Так было и в 2008 году во время конфликта в Южной Осетии, и в 2014-м во время возвращения Крыма, и в 2018-м после отравления Сергея Скрипаля, в котором обвинили российские спецслужбы, после чего ввели санкции в отношении российского бизнесмена Олега Дерипаски.

Безусловно, обвал цен на нефть не всегда следовал сразу за самим геополитическим событием, как правило, это происходит в течение 2–6 месяцев, причем не менее чем на 40%.

Если подобный сценарий будет реализован (а это выяснится буквально в ближайшие дни или недели), то ориентиром по снижению курса тенге станут отметки в 480,0 – 500,00 за доллар США и 540,0 – 560,0 за евро.

Если же до конца марта не произойдет ничего такого, что Запад сможет трактовать как «агрессию» или «вторжение» России на Украину, то для казахстанской национальной валюты начнет реализовываться гораздо более мягкий сценарий постепенного ослабления.

Основным фактором снижения станет коррекция цен на нефть из-за растущего профицита нефтяного рынка, высокой вероятности возвращения 1,2 – 1,3 миллиона баррелей в сутки иранской нефти после восстановления «ядерной сделки» с США, а также замедление темпов роста мировой экономики и сжатие геополитической премии на фоне снижения угрозы «вторжения» России на Украину.

В общей сложности в период с марта по июнь цены на нефть марки Brent могут снизиться до $65,00 – 75,00 за баррель, что приведет тенге к отметке в 450,0 – 460,0 за доллар США и 510,0 – 520,0 за евро уже в июне-июле 2022 года.