Найти тему
Бронзовое кольцо

Райса может рассказать Сююмбике самую тайную тайну, подруга никогда никому об этом не скажет

Сююмбике и ее односельчане Глава 4.

Летнее утро. Фото автора.
Летнее утро. Фото автора.

Сююмбике исполнилось семнадцать лет. Девчушка выправилась и превратилась в очаровательную девушку. Все в ней аккуратно, небольшой ровный нос, в меру полные губы, большие карие глаза.

Одно смущает, иногда выражение этих глаз становится мученическим, словно окружающее оскорбляет ее существо, и она терпит это с трудом. Тогда кажется, что не юная девушка перед вами, а пожившая и видевшая много горя женщина.

Три года прошло с тех пор, как с этого двора увезли их папу. Многое изменилось за это время. Сестренка уже учится во втором классе, младшенькому семь лет, Махмут и Ризван совсем взрослыми стали. Помощники. Вот и сегодня, взяв серпы и мешки, они отправились добывать траву.

Без сена никак. Теперь по вечерам Сююмбике встречает из стада козочку и двух овечек. В сарае живет гусыня с гусятами, целых восемь штук. Днем они пасутся возле ручья под присмотром Рафагата.

По двору гуляет десяток кур и петушок, да еще одна квочка высидела двенадцать цыпляток. За них отвечает Сайда. Так что у ребят своя маленькая ферма, и они очень ею гордятся. Все члены семьи у Сююмбике при деле.

Она дала себе слово, что не отпустит братьев на работу в колхоз. Но им очень сильно хотелось быть вместе со всеми. Особенно Махмуту.

- Апай, все ребята поедут на дальние луга на сенокос. Там они живут в шалашах, в озере купаются, ягоды собирают. Разреши мне тоже поработать вместе с ними. Селим сказал, что меня возьмут на волокушах сено возить. Мы бы и Ризвана с собой взяли.

Сююмбике не знала, как поступить. С одной стороны, она рада, что сельские ребята приняли в компанию ее братишек и сестренку. Однако, Сююмбике чувствует, что Махмут отдаляется от нее. Может это из-за того, что он взрослеет и не хочет зависеть от мнения сестры? Она согласилась, скрипя сердце, нельзя никого насильно удержать около себя. Хуже будет.

Самой Сююмбике трудно общаться с односельчанами, но приходится поневоле. То соседка зайдет соли попросить, то кто-либо садака принесет. Все стараются выспросить, не написал ли отец, не вспомнили ли о них родственники. Может это простое любопытство, а может…

Сююмбике не доверяет никому. Все свое она держит внутри себя. На вопросы отвечает нехотя, давая понять, что ей некогда особо разговаривать. Сююмбике чувствует себя хорошо только с сестренкой, братьями и с Селимом.

Однако в последнее время с ним что-то происходит. Словно он провинился в чем-то. Глаза прячет, краснеет, заикается. Стал заходить, лишь тогда, когда помочь нужно. А то не было дня, чтобы не пришел с мальчишками поболтать. Может Сююмбике его обидела? Нет, кажется.

Райса стала захаживать чаще, рассказать последние сплетни. Сююмбике слушает ее рассказы без особого интереса, но девушке это неважно. Ей главное выложить все, поделиться. Она знает, что может рассказать Сююмбике самую тайную тайну, подруга никогда никому об этом не скажет.

Сююмбике не считает Райсу подругой, однако, это девушка ей нравится, вечно веселая, довольная, опрятно одетая. Они с матерью живут не богато, но чисто. На ней всегда нарядный платочек, на платье ни пятнышка, калоши блестят. И сама она какая-то беленькая, круглолицая, голубоглазая, белозубая, с ямочками на щеках.

Вот только подумай о Райсе, она тут как тут. Сегодня она не естественно веселая, поглядывает на Сююмбике лукаво, морщит свой носик, словно пытаясь сдержать чихание.

- Ну, рассказывай уж, что случилось, не то лопнешь.

- Слушай! Вчера я была на гулянье возле ручья. Слышала, наверно, как гармошка играла. Вся молодежь там собралась, Хамидулла разрешил, пока не началась уборочная. Пойдем сегодня со мной, ребята у тебя уже большие, не сидеть же тебе всю жизнь дома!

- Что мне там делать, Райса? Я петь не умею, плясать тоже, да и чужая я там всем.

- Ну, почему всем? Ты моя подружка, Селим вчера тоже был. Ой, что хотела тебе сказать! Эта кобыла, Миннебикэ, бригадира Расима дочь, весь вечер возле твоего Селима крутилась. Я на него посмотрела со стороны, хорош парень-то. Еще года два, всех девок с ума сводить будет. Но он ушел домой один, я проследила.

- Райса, какое мне дело с кем Селим ходит домой, он мне не брат.

- Не скажи, подруга! Глаз у меня на такие дела наметанный. Сохнет он по тебе. Ты ведь тоже на него поглядываешь. Говорю же, года два-три, глядишь, свататься к тебе придет.

- Зачем зря говорить? Селим просто дружит с моими братьями, помогает нам. И потом, замужество не для меня, мне совсем не до этого.

- Сююмбике, не говори о том, о чем ничего не понимаешь. Для чего все девки замуж хотят, а? Думаешь, чтобы пахать на свекров? Нееет, подруга! Там есть кое-что такое, что девушкам запрещено. А запретный плод так сладок!

- Все я понимаю, знаю, что детей не в капусте находят. Что-то ты в последнее время странная, то веселая слишком, то грустная, не вкусила ли этот самый плод?

- Если и так, не я первая, не я последняя. Так всегда было и будет всегда. Ну, случилось, не удержалась, что теперь делать? Поздно метаться.

- Райса! Бедная моя, что ты с собой натворила? Надо это прекратить, иначе может случиться худшее.

- Почему ты не спрашиваешь, кто это, неужели тебе не интересно?

- Что изменится от того, что я знаю или не знаю?

- А я тебе скажу. Это Раис, сын нашего Хамидуллы. Ему уже исполнилось восемнадцать. Он закончил ФЗУ. Сказал, что сходит в Армию и мы поженимся. Так что, не переживай так уж сильно за меня. Зря я с тобой поделилась, теперь будешь что попало думать про меня.

- Райса, я буду молиться за тебя, пусть все будет так, как тебе обещал твой парень.

Райса засмеялась, сдернула с головы платок, махнула им.

- Теперь уж молись, не молись, пропала я подруга. Пойду домой, скоро стадо встречать. Значит не пойдешь к ручью?

Сююмбике только головой покачала. Что творится! Почему Райса не думает головой? Она сама рассказывала, что Хамидулла-абзый своих дочерей отпускает в клуб только когда кино привозят. Девочки должны уйти из дома вместе и прийти вместе, иначе получат порки кнутом.

Хамидулла-абзый ни за что не позволит сыну жениться на опозоренной девушке. Если уж к своим дочерям такая строгость, как он будет относиться к снохе? О, Аллах, что же будет с бедной Райсой?

А с ней самой что будет? Селим! К чему Райса сказала про него? Как теперь смотреть ему в глаза? Сююмбике не относилась к Селиму, как к чужому человеку. Она привыкла к нему, не стеснялась. С ним она была также ласкова, как с братьями.

Ну, да, любуются Селимом, почти таким же красивым, как ее братья. Он приносит в их дом надежду, радость, веселье. В самые трудные времена Селим был с ними, помогал, отогревал, жалел. Есть ли у нее грешные мысли в голове? Ни одной. Он дорог Сююмбике, как родной человек. Аллах велит, все останется по-прежнему.

Продолжение. Начало читайте здесь: Глава 1.

Продолжение читайте здесь: Глава 5.