Это статья о самом известном архитекторе русского модерна Фёдоре Шехтеле. Будучи выходцем из немцев Поволжья, он оставил нам множество прекрасных творений, в том числе несколько шедевров в неорусском стиле.
#Фёдор Осипович шехтель происходит из семьи колонистов прибывших из Баварии, в 1766 года в колонию #Шукк в Красноармейском районе западнее трассы (тракта) из Саратова на Астрахань.
В 1820-х годах дед Федора Осиповича перебрался в Саратов. А колония Шукк постигла печальная участь. При депортации немецкого населения в сентябре 1941 г. все жители села были депортированы в Сибирь в Красноярский край.
С 1942 г. село Партизанское сначала Каменского, а с 1950-х гг. - Красноармейского района Саратовской области; в промежутке между 1942 и 1950 г.г. сначала с 1942-1944 годы село было лагерным пунктом Каменского ИТЛ, а с 1944-1950 годы было лагерным подразделения в УИТЛК УМВД Саратовской области; с середины 1980-х гг. не существует.
Еще видны очертания улицы. И холмики над фундаментами домов.
Осенью 2021 экспедиция #Фототропы почтила память предков архитектора на том месте, где когда было немецкое поселение.
(Вроде безлюдные места, но когда уже собирались уезжать подъехал автомобиль с "гостем с юга", который заявил, что это его пастбища. Вот такая история - на месте домов селения "немецких колонистов" теперь пастбища колонистов южных.)
В Саратове Шехтели торговали вином, золотыми и серебряными изделиями, табаком, и другими товаром. Представители семьи пользовались в Саратове большим уважением, им принадлежало несколько магазинов и домовладений, гостиница, ткацкая фабрика и крахмальный завод. Были магазины и в других городах. Основы процветания Шехтелей заложил дед будущего зодчего, Осип Осипович, его дело продолжили пятеро сыновей — Франц, Антон, Иван, Алоиз и Осип, состоявших по завещанию «в нераздельном капитале».
Старший из сыновей Осипа Шехтеля, #Франц Шехтель, играл заметную роль в общественной жизни Саратова. В 1840 году он стал одним из основателей первого в городе литературно-музыкального купеческого кружка — Немецкого танцевального клуба; в 1858 году выступил учредителем саратовского Коммерческого клуба; наконец, в 1859 году Ф. О. Шехтель устроил в своём загородном саду увеселительный сад «Тиволи» и построил в нём деревянный летний театр с партером и ложами.
Театр, впоследствии неоднократно горевший и перестраивавшийся, положил начало истории Саратовскому драматическому театру, здание которого стоит в настоящее время на месте небольшого деревянного театра Франца Шехтеля. Здесь начинали творческий путь Табаков и Янковский.
Младший из братьев — отец будущего архитектора Осип (Иосиф) Осипович Шехтель — в середине 1840-х годов был послан на учёбу в Санкт-Петербург, где в 1857 году окончил Технологический институт и в 1855 году женился на происходившей из петербургской купеческой семьи Дарье Карловне Гетли.
26 июля (7 августа) 1859 у них родился сын Франц-Альберт (будущий Фёдор) Шехтель. Крещен в католическую веру.
Принятию О. О. Шехтелем решения о переезде с семьёй из Санкт-Петербурга в Саратов способствовал, видимо, его старший брат Франц. Общее дело братьев требовало постоянного внимания, а Франц Осипович тяжело болел, других братьев — Антона, Ивана и Алоиза, уже не было в живых. К тому же в городе вот-вот должен был открыться новый каменный Городской театр, и Ф. О. Шехтель опасался потерять зрителей в своём загородном деревянном театре. Осенью 1865 года Городская дума передала Городской театр в аренду на пять лет О. О. Шехтелю, так как из всех претендентов он предложил наиболее выгодные для города условия. Семья Шехтеля прибыла на постоянное жительство в Саратов в феврале 1866, когда будущему архитектору Фёдору Шехтелю было шесть лет[8].
Несмотря на неопытность Шехтеля-антрепренёра, за следующий после переезда в #Саратов год в театре было поставлено 35 спектаклей имевшие успех у публики, положительно оценивались критиками, а декорации и костюмы отличались «вкусом и возможною роскошью». В феврале 1867 О. О. Шехтель простудился в театре и в конце месяца скоропостижно скончался. Опекунство над семьёй брата и антрепризу в театре поначалу взял на себя Ф. О. Шехтель, однако и он спустя два месяца умер от продолжительной болезни. После смерти Ф. О. Шехтеля остались запутанные торговые дела и долги, чему способствовали привычка купца «жить на широкую ногу», а также неудачи, постигшие в бизнесе средних братьев. Так как братья были в «нераздельном капитале», оставшаяся без кормильца семья будущего архитектора осталась без средств к существованию, а большая часть имущества была продана с торгов для погашения задолженности. При этом, у нигде не работавшей Д. К. Шехтель находилось на иждивении шестеро детей (летом 1867 года, уже после смерти супруга, она родила сына Виктора Иоанна). Материальное положение семьи было настолько тяжёлым, что Дарья Карловна «раздала» детей по родственникам и интернатам. А в жизни будущего великого архитектора огромную роль сыграл выдающийся человек Тимофей Ефимович Жегин.
#Тимофей ефимович жигин был человеком, настолько неординарным для своего времени и происхождения, что стоял особняком среди «собратьев по купеческой гильдии», большинство из которых в те времена был воплощением стяжательства и патриархальности. Кругозор их редко выходил за пределы интересов собственной прибыли. Жегин же был представителем нарождающейся формации просвещённого купечества. Он входил в московский круг сгруппировавшихся вокруг братьев Третьяковых прогрессивных людей, увлекавшихся театром, музыкой, литературой, живописью. #модерн
В 1871 мать Шехтеля по протекции Т. Е. Жегина уехала в Москву, где устроилась экономкой в дом П.М. Третьякова (того самого). Семья Жегиных, у которых к этому времени уже находились на попечении дети Алоиза Осиповича, а также жила вдова Франца Осиповича, взяла на себя заботу о воспитании детей Осипа Осиповича. Франц Альберт рос с момента отъезда матери вместе с дочерьми Т. Е. Жегина, приходившимися ему двоюродными племянницами. Одна из дочерей, Наталья, много позднее стала женой архитектора.
Осенью 1871 года Франц Альберт Шехтель сдал вступительный экзамен и был зачислен во второй класс Саратовской мужской гимназии — единственного в городе учебного заведения, дававшего среднее образование и право без экзаменов поступить в Казанский университет.
Плату за обучение Франца и его сестёр, вероятно, внёс Т. Е. Жегин. Учился юный Шехтель довольно посредственно. Приличные баллы были лишь по чистописанию, рисованию и черчению. Эти предметы преподавал в гимназии А. С. Годин, у которого несколькими годами ранее учился «технике рисования с натуры» сын командующего Саратовским губернским батальоном Михаил Врубель.
Летом 1875 в Москву вместе с детьми переехала вдова Жегина. Вероятно, вместе с ней в это же время в Москву перебрался и шестнадцатилетний Франц Альберт. Шехтель поселился вместе с матерью в доме П.М. Третьякова который принял на себя заботу о воспитании будущего архитектора. Так Франц попал в круг самых творческих людей того времени и одновременно их клиентов. И вероятно произвел на них впечатление.
Вскоре по прибытии в Москву Шехтель начал работать в мастерской видного архитектора А.С. Каменского с которым познакомился, вероятно, в доме Третьяковых (Каминский был женат на сестре братьев Третьяковых). Сооружения, возведённые по проектам Каминского, во многом сформировали облик Москвы второй половины XIX века. Таким образом случайность или воля свыше привела юного Шехтеля в круг самых творческих людей России.
В том же 1875 он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Но в 1878 Шехтель был отчислен из училища с формулировкой «за плохую посещаемость». Вероятно, одной из причин частых прогулов занятий стала болезнь матери, которая в том же году по состоянию здоровья оставила работу у Третьяковых. С этого времени Франц-Альберт был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и заботиться о больной матери.
К 1878—1879 годам относится знакомство Франца Шехтеля с братом своего товарища Антоном Чеховым. Это знакомство переросло позднее в крепкую дружбу. Позднее Антон Павлович представлял Шехтеля начинающим авторам как прекрасного рисовальщика и виньетиста, называл «талантливейшим из всех архитекторов мира». Творил он в основном в различных стилях популярного тогда модерна, во всем его многообразии. Наиболее известные шедевры: #ярославский вокзал
#особняк Рябушинского.
А в особняке самай известный объект модерна в России - лестница))
Следующий объект:
#Типография Левенсона
Были у Шехтеля и заказы в регионах. В Кирицах Рязанской области он построил похожую на сказочный замок усадьбу для барона фон Дервиза. Главный дом был увенчан башенками со шпилями и украшен скульптурами. От него к террасе спускались две изящные лестницы.
После революции в здании усадьбы находилось сельскохозяйственное училище. Позже здесь разместился санаторий для больных туберкулезом детей, он находится там до сих пор.
В родном регионе известно, только об одном объекте точно построенном Федором Осиповичем - храме Святой Троицы в Балаково, построенном по заказу купцов старообрядцев - Мальцевых. Об их наследии и храме я рассказывал здесь:
Ф.О. Шехтелю так же приписывают проект данного особняка Рейнике в Саратове. На особняк Рябушинского очень похож, но подтверждающие документов не осталось. В случае с храмом сохранились эскизы с подписью архитектора.
В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешёл из католичества в православие и принял новое имя — Фёдор, с которым и вошёл в историю русской архитектуры.
О других особняках Саратова в стиле модерн можно почитать здесь:
Это короткий рассказ о знаменитом архитекторе и его корнях из Саратова, поэтому рассказывать о большей части его жизни я не буду. Добавлю, что из дома построенного им для себя в 1910 году, после революции он был выселен и жил в бедности.
Особняк сохранился, в наше время отреставрирован и в октябре 2009 года в особняке проходило празднование 150-летия со дня рождения архитектора Федора Шехтеля, а также Международная научная конференция «Федор Шехтель и эпоха модерна».
В 2016 году безымянный проезд в Москве между Большой Садовой улицей и Ермолаевским переулком, параллельный Большому Козихинскому переулку, назван аллеей архитектора Ф.О. Шехтеля.
Умер архитектор в 1926 году. Но его шедевры радуют нас и память о Федоре Осиповиче жива, о чем свидетельствует в том числе огромное множество материалов в сети.
В сети про Шехтеля множество фильмов, и я решил разместить самый необычный - еще советский, с участием потомков архитектора, в том числе Вадима Тонкова, внука архитектора, артиста, исполнителя роли "Вероники Маврикиевны" из знаменитого дуэта: