ROS(рентабельность продаж)=(Чистая прибыль за год)/(Выручка за год)*100%
Данные для расчёта берутся из годовой бухгалтерской отчётности компании. Чистая прибыль и выручка берутся из отчета о финансовых результатах (строки 2400 и 2110 соответственно).
Если вы индивидуальный предприниматель или если у вас нет нормальной бухгалтерской отчётности, попробуйте рассчитать ROS на основе книги учёта доходов и расходов. За чистую прибыль примите разницу между доходами и расходами минус уплаченные налоги, а за выручку — доходы.
Зачем считать рентабельность продаж?
Показатель рентабельности продаж помогает собственнику компании ответить на два вопроса.
- Какую часть поступившей выручки можно «вынуть» из бизнеса?
- Насколько моя компания эффективнее конкурентов?
ROS задает верхнюю планку возможных к выведению в карман собственника денег, поступивших на расчётные счета и в кассу компании. Для этого она умножается на выручку от продаж, которые планируются в текущем году. Забирать близкие, а уж тем более превышающие этот порог суммы — прямой путь к кассовым разрывам и банкротству. Стоит помнить, что с выведенных денег компания удержит налог на доходы физических лиц (если вы не ИП): на руки вы получите на 13% меньше.
Пример 1.
В прошлом году ROS вашей компании — 40%. В этом году вы уже набрали заказов на 10 млн руб. А в автосалоне стоит новая машинка в правильной комплектации за 6 млн руб. ждет хозяина. Стоит ли взять эти деньги из кассы и отнести в автосалон? Правильный ответ — нет. Максимум вы можете вывести 4 млн рублей (10 млн * 40%), из которых на руки останется 3 480 000 руб.(минус налоги)
Пример 2.
Прибыль вашей компании — 10 млн руб. Прибыль конкурента — 5 млн руб. При этом ROS вашей компании — 30%, а ROS конкурента — 45%. Это означает, что конкурент с каждого рубля выручки зарабатывает в 1,5 раза больше, чем вы, а прибыль больше у вас только из-за того, что вы продаете больше товара. Это сигнал задуматься как увеличить эффективность своей работы и снизить издержки.