Да, звучит немного жестко, но с правдой такое происходит довольно часто.
Летом скинул отцу фотографии картин, которые мы купили с женой. Он был краток: «Мазня".
Должен сказать, что мой отец очень образованный человек - три высших образования, большая личная библиотека. Но всё, что лежит вне рамок конкретного и предметного искусства далеко от него.
Это заставило меня задуматься. Подобное отношение к современному искусству очень распространено в среднем срезе российского общества. Ошибка думать, что так происходит только из-за вкусовщины. Такое отношение является слишком массовым, доминирующим.
Ещё большая ошибка думать, что весь мир - дураки, а мы самые умные. Миллионы стремятся в музеи Гуггенхайма и Центр Жоржа Помпиду, и только мы знаем, что они все болваны. Да-а.
Поразительно, но в начале XX века мы были в авангарде визуального искусства! Гремели Кандинский, Шагал, Малевич. Эйзенштейна называют одним из создателей киноискусства (и кино, и живопись - визуальное искусство). Куда это ушло? Почему наши современные художники, за редким исключением, не становятся мечтой галеристов, а наши режиссёры далеки от элиты мира кино? Ведь странно, что страны с гораздо меньшим населением (Швеция, Корея здорового человека, например) сегодня дают мировой культуре великих творцов, а наш голос в мировом искусстве почти не слышен. Что изменилось в начале XX века.
Проблема в том, что почти 60 лет цензура вытравливала из нас умение воспринимать визуальное искусство как на уровне зрителя, так и на уровне творца. Показательно, что большая часть из нас до конца не понимают и не досматривают самого важного нашего режиссёра второй половины XX века - Тарковского. Вроде как знаем, что великий, но в чём конкретно это величие заключается, объяснить не сможем.
Цензура, привела к тому, что мы вернулись к убеждению, что искусство может быть только конкретным. Мы слепы по отношению ко всему, что является постклассическим.
Это грустно. Но в последнее время ситуация выправляется. Клипмейкеры из бывшего СССР выходят на мировой уровень. "Дылду" Балагова называли одним из лучших фильмов 2019 именно в плане цвета, это важно, потому что мы говорим именно о визуальном искусстве. Пришло постсоветское поколение, не заставшее времен, когда искусством было только то, что назначили искусством.
Во второй части статьи, которая выйдет завтра, поговорим о том, что произошло с искусством, почему оно перестало быть предметным.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте статье 👍 и пишите комментарии 👇
Вторая часть: https://zen.yandex.ru/media/id/5f43f599c8ce966b514c7334/v-chem-problema-sovremennogo-iskusstva-v-tebe-chast-2-61f47802fc9c7623ce843c4c