Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

«Война началась у меня во дворе и закончилась у меня в гостиной». Как простой американец попал в историю благодаря своему дому?

Как известно, в историю можно войти по воле случая — и весьма анекдотичным способом. Уилмер Маклин, вроде бы просто вирджинский торговец-бакалейщик, как раз из таких примеров. Хотя некогда Уилмер состоял в ополчении Вирджинии и даже дослужился там до майора, в 1861 году ему уже стукнуло 47 лет, так что на поля назревающей Гражданской войны наш герой не собирался. Но если ты не идёшь на войну — это ещё не значит, что война сама не заглянет к тебе во двор...

Маклин жил в окрестностях города Манассас, и так уж сложилось — именно там 21 июля 1861 произошла Первая битва при при Булл-Ран, которую обычно зовут первым крупным сражением Гражданской войны в США. Генерал конфедератов Пьер Гюстав Тутан де Борегар оказал Маклину сомнительную честь: обустроил штаб в его доме, из-за чего жилище бакалейщика подверглось артобстрелу. Одно из выпущенных янки ядер разнесло очаг на кухне, что Борегар посчитал весьма забавным событием, отразив в своих сочинениях.

Вряд ли Маклину было так же смешно. Хотя конфедераты при Булл-Ран одержали победу, бывший ополченец не воодушевился и решил: лучше держаться подальше от фронта. Тем более — он человек семейный, должен заботиться о безопасности родных. Маклин перебрался на юг Вирджинии, в округ Аппоматтокс — подальше от янки, но зато поближе к линиям снабжения конфедератов, с которыми начал выгодно торговать.

9 апреля 1865 года война снова пришла в дом Маклина, расположенном теперь примерно на 200 километров южнее.

Генерал южан Роберт Эдвард Ли как раз в Аппоматтоксе собрался сдаваться генералу северян и будущему президенту США Улиссу Гранту. В здание местного суда был отправлен посыльный с просьбой предложить господам генералам для подписания капитуляции подходящий дом. Невесть почему, но предложили дом Маклина, а не то самое официальное здание.

В общем, после этого Маклин пусть с некоторой натяжкой, но в целом вполне справедливо утверждал: "Война началась у меня во дворе и закончилась у меня в гостиной" (с)

Что забавно, участники церемонии растащили большую часть мебели Маклина на сувениры — хотя, надо признать, они довольно-таки щедро заплатили за столы, стулья и прочее.

В дальнейшей жизни Маклина уже ничего особенного не случилось. После войны бакалейный бизнес заглох, через два года семья вернулась в Манассас. Затем перебрались в другой вирджинский городок — Александрию, где Маклин до 1876 служил в налоговой. Умер там же в 1882.

Ну а второй дом Маклина (ныне восстановленный) — понятное дело, большая достопримечательность Вирджинии.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!