Найти в Дзене
МИРный воитель

SOMAтический кошмар: сюжет это метафора?

"SOMA" - это игра, поднимающая вопросы цифрового бессмертия, самоопределения, восприятия реальности. Но что, если помимо этого есть что-то ещё, не столь очевидное, но столь же глубокое?

Проанализировано и структурировано высочайшим экспертом 88-го уровня по всем возможным вопросам, то есть - мной.

З.Ы. Можете сперва ознакомиться с подробным сюжетом игры, который составил для вас я:

Как мы узнаём из начала игры, главный герой Саймон Джарретт попал в страшную автокатастрофу, в которой погибла его возлюбленная, а сам он получил серьёзные повреждения мозга, которые грозят обернуться для него смертью в любой момент. Его последняя надежда на спасение - экспериментальный метод доктора Мунши, который не гарантирует успех, но по крайней мере даёт Саймону какой-то шанс.

Возлюбленная Саймона, Эшли, скончалась на месте аварии до прибытия помощи
Возлюбленная Саймона, Эшли, скончалась на месте аварии до прибытия помощи

Отталкиваясь от этих сведений, предлагаю перестать воспринимать дальнейшие события в игре (начинающиеся после сканирования мозга) буквально.

Сразу после сканирования Саймон приходит в себя в неизвестном и пугающем месте, не понимая, что происходит. Смерть, как раз, и пугает своей неизвестностью - насколько болезненным будет сам процесс ухода из жизни, и что будет ждать нас по ту сторону? Во что бы мы ни верили, на той стороне может быть всё, что угодно, включая ничего. И подсознательно человек боится именно этого - вечных страданий или же небытия, а не самого факта смерти.

Саймон пробуждается в жутковатом тёмном месте
Саймон пробуждается в жутковатом тёмном месте

Саймон прекрасно знает, что метод Мунши - лишь спасительная соломинка, хрупкая и ненадёжная. Всё, что у него есть - это лишь призрачная надежда. Он пытается быть бодрым и позитивным - даже переживая по ходу игры самые ужасающие события, он всё равно стремится к псевдо-оптимизму, цепляясь за идею "Ковчега" и надеясь после всех своих злоключений найти спасение в нём. Надежда Саймона столь же сомнительна, как утверждение о сохранении человечества путём создания цифровых копий людей, а его оптимизм настолько же искусственный, как и симуляция жизни внутри "Ковчега". Всё это легко накладывается на проблемы и переживания Саймона после аварии, просто в его сознании они обретают такие вот фантастические и чудовищные формы. Всё же давайте не забывать, что Саймон страдает от повреждений мозга, а это вещь очень сложная и хрупкая, от его состояния напрямую зависят наши рассудок и поведение. Мозг легко может загнать человека в "ловушку разума", изменить его восприятие действительности, заставить видеть то, чего на самом деле нет. А тема искажённого восприятия действительности - одна из ключевых в игре.

Например, мы будем встречать роботов, абсолютно уверенных в том, что они - люди. В них загрузили цифровые копии реальных людей, и они, можно сказать, страдают от такого определённого вида анозогнозии - неспособны признать очевидный факт, что находятся в теле робота. Смотря на те части своего тела, которые доступны для обзора, они видят именно своё, привычное человеческое тело, а не механические манипуляторы.

Цифровые копии, загруженные в роботов, считают себя настоящими людьми
Цифровые копии, загруженные в роботов, считают себя настоящими людьми

И точно так же первое время ведёт себя Саймон, цифровая копия сознания которого загружена в сплав чужого мёртвого тела и скафандра, но при этом он видит свои обычные руки. Лишь спустя какое-то время он наконец осознаёт, кем (или, скорее, чем) является на самом деле, и это осознание даётся ему нелегко, вызывая панику и много рефлексии, мучая вопросом о том, а остаётся ли он самим собой. Этот страх естественен для Саймона, который после аварии, можно сказать, утратил контроль над важнейшей частью своего тела, и осознаёт в себе необратимые изменения, которые не могут не пугать.

Многочисленные мутанты, которых встречает Саймон по мере своего жуткого путешествия, также могут быть своего рода персонификацией смерти - вгоняющей в дрожь, обретающей в сознании самые жуткие формы. Ведь все они преследуют своей целью навредить Саймону, и ему, что также немаловажно, приходится в той или иной форме ограничивать себя при встрече с ними: передвигаться очень тихо и осторожно, постоянно находясь на взводе, подобно тому, как он постоянно должен ограничивать себя от любых источников стресса после травмы мозга, боясь смертельных осложнений. Рядом с одними монстрами нельзя шуметь, на других нельзя смотреть - всюду в той или иной форме Саймон вынужден лишать себя определённых возможностей, чтобы избежать неприятностей. Так ему приходится поступать и в реальной жизни.

Различные монстры, встречающиеся по ходу игры, могут быть ничем иным, как персонификацией подсознательных страхов Саймона
Различные монстры, встречающиеся по ходу игры, могут быть ничем иным, как персонификацией подсознательных страхов Саймона

(Любопытное наблюдение: после аварии Саймон не может смотреть телевизор, поскольку тот вызывает у него головные боли. Когда в игре мы сталкиваемся с какими-либо источниками стресса для Саймона, его взор застилают помехи, напоминающие телевизионные).

Когда Саймон находится рядом с источниками стресса, его взор перекрывают помехи
Когда Саймон находится рядом с источниками стресса, его взор перекрывают помехи

Также место, в котором он оказался, частично представляет его увлечения. Работая в магазине комиксов и увлекаясь кинематографом, Саймон, как и любой из нас, впитывает в себя огромное количество образов - от вполне обыденных до невероятных, фантастических и мистических. Помимо этого, в тумбочке возле его кровати можно найти книгу-ужастик, в которой, согласно аннотации, некие щупальца утягивают главных героев в зловещую бездну - а теперь вспомните место, в котором происходит основное действие, и что происходит по ходу сюжета, и скажите, не чувствуете ли аналогию.

Книга, которую можно найти в квартире Саймона
Книга, которую можно найти в квартире Саймона

Другая книга, которую можно найти в доме Саймона, посвящена исследованию сознания и мозга, принципа его работы, отличия его от компьютера, ведь он по понятным причинам теперь плотно интересуется этой темой, так что его кошмар с ней напрямую и связан.

Другая книга - научный труд по анатомии мозга
Другая книга - научный труд по анатомии мозга

Всё это перемешивается и накладывается друг на друга, выделяя главные проблемы и страхи Саймона: смерть, вопрос реальности происходящего, самовосприятие. Как остаться собой после перенесённой травмы, как сохранить себе жизнь и в какой форме ты всё ещё будешь считаться живым? Искусственный интеллект НИУ занимается в игре тем, что пытается сохранять людям жизнь всеми доступными способами, включая оживление трупов и помещение людей в виртуальную реальность, пока они находятся на системе жизнеобеспечения. При какой степени травмы всё ещё целесообразно цепляться за своё существование, можно ли считать такую жизнь полноценной и заслуживающей себя? Не страшнее ли жизнь в абсолютной беспомощности, неспособности избавиться от страданий, чем сама смерть?

Можно ли считать это жизнью, или лучше смерть?
Можно ли считать это жизнью, или лучше смерть?

Интересно, что НИУ в игре сравнивается с опухолью, пожирающей и извращающей суть человека. Подобно тому, как мозг Саймона меняет и убивает его.

Помимо НИУ, в игре есть ещё такой персонаж, как Йохан Росс, который напротив считает, что нужно избавить остатки человечества от этой несовершенной имитации жизни, прекратить страдания людей. В его понимании смерть лучше того, что делает НИУ, он своего рода предлагает смириться с участью человечества и признать тот факт, что оно вымерло. Ведь, в любом случае, то, что выходит стараниями НИУ, уже сложно назвать людьми в привычном нам представлении.

Росс считает, что НИУ и плоды его труда должны быть уничтожены, чтобы прекратить агонию остатков человечества
Росс считает, что НИУ и плоды его труда должны быть уничтожены, чтобы прекратить агонию остатков человечества

Поэтому и получается, что НИУ и Росс - это своего рода две стороны Саймона, который с одной стороны хочет жить, даже если жизнь эта оказывается не вполне полноценной, с другой же сомневается, стоит ли оно того и не лучше ли просто смириться с неизбежным. Травма мозга стала его личной глобальной катастрофой, от которой он уже не оправится - подобно тому, как человечеству не суждено оправиться от последствий удара кометы.

Пережившая удар кометы Земля, на поверхности которой вымерло всё живое - это своего рода мозг Саймона, получивший непоправимые повреждения после аварии
Пережившая удар кометы Земля, на поверхности которой вымерло всё живое - это своего рода мозг Саймона, получивший непоправимые повреждения после аварии

Единственный всё ещё по-настоящему живой человек на станции тоже хочет прекратить бессмысленную агонию и умереть, чтобы избавиться от страданий и наконец встретиться с неизбежным.

Сара Линдуолл, считающаяся последним выжившим человеком на Земле, истощена и измучена, и уже не имеет воли к жизни, мечтая побыстрее всё закончить. Возможно, это тоже какая-то часть сознания Саймона
Сара Линдуолл, считающаяся последним выжившим человеком на Земле, истощена и измучена, и уже не имеет воли к жизни, мечтая побыстрее всё закончить. Возможно, это тоже какая-то часть сознания Саймона

Кэтрин - это, своего рода, тоже отражение его самого, а также, возможно, доктора Мунши. Подобно Мунши, она вселяет в Саймона надежду на спасение, хотя в то же время не скрывает от него, что спасение это - условно. Она конкретно объясняет Саймону, что сознание возможно лишь скопировать, а не перенести - но он до последнего отказывается это осознавать, подобно тому, как первое время отказывался осознавать, что он больше не человек. Разум Саймона блокирует понимание того, что текущая его ипостась не может быть спасена - и в конце он злится больше не на Кэтрин, а на самого себя, на свою глупость и свой самообман. Кэтрин выступает своего рода подсознанием Саймона, которое с ним предельно откровенно, но он отказывается видеть правду. Только вот нравится она тебе или нет - её отрицание всё равно бессмысленно, ведь правда всё равно тебя настигнет, что и происходит с Саймоном.

Саймон злится, наконец поняв, что речь никогда не шла об именно ЕГО спасении
Саймон злится, наконец поняв, что речь никогда не шла об именно ЕГО спасении

В конце игры мы, правда, видим, что новая копия Саймона всё-таки оказалась в "Ковчеге", что можно интерпретировать как своеобразный посмертный рай, в который человек надеется перейти, но не может сделать этого в том виде, в котором существует на земле. И выражение "вечность среди звёзд" как нельзя лучше подходит к умиротворению, которое человек надеется встретить после своей неизбежной кончины. Но надежда эта так же туманна, как и идея "Ковчега" - что будет после смерти, мы узнаем только после смерти, а пока остаётся лишь надеяться на лучшее.

"Ковчег" можно рассматривать как метафору не только призрачной надежды, но и как загробной жизни
"Ковчег" можно рассматривать как метафору не только призрачной надежды, но и как загробной жизни

Кэтрин же теперь можно рассматривать как своеобразное олицетворение Эшли: Саймон утратил свою подругу, Кэтрин же большую часть сюжета фигурирует лишь в виде образа, к которому он не имеет возможности прикоснуться. Но, попав в "Ковчег", он воссоединяется с ней, подобно тому как может воссоединиться с Эшли в загробном мире.

Саймон воссоединяется с Кэтрин (сиречь с Эшли) в "Ковчеге"
Саймон воссоединяется с Кэтрин (сиречь с Эшли) в "Ковчеге"

В общем, трактовать игру можно по-разному - как буквально, так и метафорически. Можно считать её очередным кошмаром Саймона (кстати, то, что после аварии его мучают кошмары, в самой игре тоже упоминается), или же вовсе предсмертным бредом, агонией (наступающей примерно там, где Саймон наконец осознаёт, что его надежды на спасение были пусты), и наконец самой смертью, в момент которой наступает умиротворение, обретающее форму "Ковчега".

А ещё я не пытаюсь утверждать, что всё именно так и есть и создатели вкладывали в игру подобный смысл. Это сугубо личные наблюдения и размышления, своего рода СПГС, благодаря которому я сам для себя отыскал в сюжете игры такое вот двойное дно.

Просто рассуждения об игре:

Разборы других хорроров:

Еще СПГСы от меня:

А также интересные размышления: