Найти тему
МИРный воитель

Clive Barker's Jericho - не про религию. Настоящий смысл игры

Что вы ответите, если вас спросят, в чём смысл игры Clive Barker's Jericho? Кто-то ответит, что это вольная интерпретация Клайвом Баркером гностических текстов. Кто-то и вовсе назовёт сюжет сумбурным, непонятным и со слитой концовкой. А я пойду по иному пути.

Сегодня для человечества, по крайней мере для наиболее прогрессивных стран, наступила эпоха индивидуализма. Понятие коллективного отходит на задний план, и немногие в полной мере представляют, что это вообще такое. Приоритетом стала забота о себе - своём личном благополучии, своей личной независимости от общества.

Если мы взглянем как на лор, так и на непосредственный сюжет "Jericho", то увидим одну закономерность. Вначале Бог создал Перворождённого, которого затем низверг в Бездну, испугавшись могущества собственного творения. В данном случае, Богом двигал эгоизм - боязнь конкуренции в лице собственного творения, боязнь того, что оно может ни в чём не уступать самому создателю. Так Бог нажил себе смертельного врага в лице собственного творения, его эгоизм поставил под угрозу всё, что сам же Бог создал после.

Перворождённый также сосредоточен лично на себе (да больше ему и не на ком) - он жаждет отмщения за постигшую его несправедливую участь, хочет причинить боль своему Отцу, уничтожив мир, который тот создал после низвержения Перворождённого. Перворождённый в сути своей - просто обиженное дитя, жаждущее внимания и любви к себе, и злящееся оттого, что его не получает. Дети уже неосознанно являются эгоистами, сосредоточенными на себе, по крайней мере до тех пор, пока общество не воспитает в них идеи коллективизма и альтруизма (если вообще воспитает, а может напротив - лишь укрепить индивидуализм, чем сейчас, главным образом, и занимается).

В разные эпохи находились люди, стремившиеся дать Перворождённому свободу. Каждого из них он смог чем-то соблазнить: Эрешкигал, Ханну Лихтхаммер и Арнольда Лича - безграничной силой, наместника Кассуса Викуса - Элизиумом, раем по римским верованиям, епископа Мальтеуса - избавлением от плена несовершенной плоти, духовным просвещением и также раем, только теперь уже христианским. Каждым из них двигали собственные эгоистичные побуждения и забота о самих себе. Ради себя они готовы были приносить в жертву сотни других людей.

Однако всегда находились люди, чьё коллективное начало было сильнее индивидуального. Шумерские жрецы во главе с Антадурунну принесли себя в жертву, навсегда оставшись запечатанными в тюрьме Перворождённого, чтобы спасти весь остальной мир от разрушения. Позже то же самое сделали жрецы во главе с Махваш, их последователи. С крестоносцами, которые запечатывали разрыв во времена Мальтеуса, история уже поинтереснее: их намерения были не до конца чисты, поскольку они рассчитывали, что после исполнения священной миссии перед ними распахнутся врата рая, а когда этого не произошло, сошли с ума в течение столетий, проведённых в Pyxis. Они сами подвергали себя истязаниям, надеясь очиститься и заслужить место в раю - мучили самих себя из эгоистичных побуждений, надеясь таким образом выкупить себе освобождение и спасение. Однако, как мы видим на примере предыдущих отрядов жрецов, спасавших мир от пришествия Перворождённого в разные эпохи, их альтруизм и самопожертвование вознаграждались вечными муками, которые они были обречены испытывать в одной клетке с Перворождённым - что тоже не ок. Последним до начала событий игры пожертвовал собой отряд британских коммандос, также запечатавший открытый Ханной Лихтхаммер разрыв и тоже обречённый остаться в Бездне до скончания веков.

Интересная картина вырисовывается: те, кто был подвержен абсолютному эгоизму, обрекли себя на вечные страдания в Чистилище (за исключением извращенца Викуса, которого всё устраивало)... как и те, кто из благородных самоотверженных побуждений жертвовал собой во имя всего сущего на земле. Пусть благодаря их жертве удавалось сохранить мир и человечество, но цена лично для них была слишком высока.

С одной стороны - нелегко поддерживать баланс, не ударяясь в крайности, которые никогда не заканчиваются ничем хорошим, но с другой - иногда радикальные обстоятельства требуют радикальных решений. Ведь если бы не самопожертвование "Иерихона", то мир уже давно перестал бы существовать. Поэтому радикальность уравновешивалась полярной радикальностью.

Но вот, наступила эпоха ярко выраженного индивидуализма, когда даже общество воспитывает в нас "разумный эгоизм", а не коллективизм. И новая команда "Иерихона", посланная для закрытия Pyxis во время непосредственного сюжета игры, очень хорошо отражает эгоизм и индивидуализм. Ярче всего его демонстрирует Фрэнк Дельгадо, который очень дорожит собственной жизнью и не намерен обрекать себя на мучительную участь в Бездне даже ради всего человечества. Он постоянно спорит с отцом Роулингсом, сомневается в задании, довольно опрометчиво поступает в самом конце игры.

Фрэнк Дельгадо постоянно сомневается в миссии и спорит с отцом Роулингсом, иногда чуть не доводя дело до взаимной расправы
Фрэнк Дельгадо постоянно сомневается в миссии и спорит с отцом Роулингсом, иногда чуть не доводя дело до взаимной расправы

Пусть и не столь ярко, но демонстрируют индивидуализм другие члены новой команды. Блэк упрекает командира в том, что тот потащил её на это задание, Чёрч требует, чтобы отец Роулингс гарантировал ей спасение из Бездны, Симона Коул вообще живёт где-то в себе, отрешённо воспринимая окружающую реальность, как и положено людям с аутистическими расстройствами. Если раньше команды "Иерихон" (кроме крестоносцев, веривших, что попадут в рай) были осведомлены о цене, которую придётся заплатить за спасение человечества, то от нового отряда эту правду приходится скрывать, чтобы они согласились на выполнение задачи. Единственный, кто готов пожертвовать и своей жизнью, и жизнью своего отряда, во имя всего мира - это Роулингс. Он же единственный осведомлён об истинной сути операции, и изначально идёт на это добровольно. И, что примечательно, он является человеком "старой закалки", в то время как прочие бойцы "Иерихона" набраны из куда более молодых людей, уже выросших при яркой индивидуалистской модели общества.

В финале игры абсолютно все члены группы, за исключением Роулингса, начинают сомневаться в своей миссии и готовности принести себя в жертву, и рискуют судьбой всего сущего ради хоть какого-то шанса на собственное спасение. И Роулингс в итоге идёт следом за ними, поддаваясь общему эгоистическому настрою - таким образом, бескорыстие и самоотверженность проигрывают эгоизму в их извечной борьбе. Однако финал не даёт чёткого ответа на то, к чему всё-таки привело опрометчивое решение команды "Иерихон" - но вряд ли из этого вышло что-то хорошее.

Дельгадо препятствует запечатыванию разрыва вместе с собой и своим отрядом, ставя под угрозу всё то, что обязан защищать
Дельгадо препятствует запечатыванию разрыва вместе с собой и своим отрядом, ставя под угрозу всё то, что обязан защищать

Эгоизм и альтруизм, подобно инь и ян, уравновешивают друг друга. Это два первозданных и извечных начала, на которых стоит мир. Все предыдущие разы, когда Перворождённый готов был выбраться из своей темницы и устроить созданному Богом человечеству апокалипсис, эгоизму его освободителей противостоял альтруизм тех, кто ценой своей жизни и души запечатывал разрыв и спасал мир. Но в этот раз навстречу индивидуализму вышел индивидуализм, нарушив равновесие и сломав хрупкий баланс.

Общий обзор игры и её особенностей:

Ещё СПГСы от меня: