Пожилого актера в Петербурге подозревают в совершении развратных действий в отношении своей малолетней внучки. Об этом сообщил психолог, с которым работает девочка. Психолог нарушил принцип конфиденциальности, но другого выхода в этой ситуации просто не было.
Случай нетипичный, потому что как священники хранят тайну исповеди, так и психологи обычно строго соблюдают принцип конфиденциальности.
Согласно этому принципу, все, что происходит на сессии, остается строго между клиентом и психологом. Даже если в роли клиента выступает подросток или ребенок, этот момент всегда с ним оговаривается, потому что есть вещи, про которые ребенок не хочет и не может рассказывать родителям.
Обычно родители прекрасно это понимают и не требуют строгого отчета о контенте сессии. Их интересует общее мнение и рекомендации, без всех подробностей.
Но даже из этого строгого правила о конфиденциальности есть исключения. Бывают случаи, когда психолог не может сохранять в тайне то, что произошло на его сессии с клиентом.
Это происходит в следующих ситуациях:
1. Против ребенка совершено преступление или он находится в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью. Если ребенка физически наказывают, наносят ему побои, унижают его человеческое достоинство, то психолог имеет право обратиться в соответствующие службы. Именно это и произошло в ситуации с пожилым актером, теперь этим делом занимаются правоохранительные органы.
2. Сам ребенок совершил преступление (грабеж, изнасилование, убийство, разбойное нападение и т.д.). Даже если он очень при этом раскаивается и уверяет, что это было случайно и он так больше не будет, его поступок не перестает быть преступлением, а преступников у нас наказывают.
3. У ребенка есть алкогольная, наркотическая зависимость. Эпизодическое употребление алкоголя в подростковых компаниях еще не является зависимостью, обычно родители с пониманием к этому относятся. Но если это начинает принимать хроническую форму, влияет на настроение и состояние ребенка, то родители, безусловно, должны знать об этом и обратиться к детскому наркологу за консультацией. При подозрении на употребление химических веществ лучше также поставить в известность родителей. Иногда неведение родителей на эту тему просто поражает, они не замечают очевидных признаков того, что их ребенок что-то употребляет.
4. Ребенок нуждается в помощи психиатра. Речь не только о патологических состояниях, типа галлюцинаций, бреда, неконтролируемой ярости, но и о депрессивных расстройствах. Потеря аппетита, нарушение сна, апатия, плаксивость, стремление к одиночеству могут быть признаками не просто плохого настроения или подросткового периода, но и депрессивного состояния, которое надо лечить. Точный диагноз может поставить только врач.
5. У ребенка есть суицидальные мысли, были попытки суицида или самоповреждающее поведение. Вряд ли в этой ситуации поможет только психолог, без родителей здесь точно не справиться. Конечно, в таких случаях у родителей много эмоций, много непонимания и чувства вины, но работать совместно они готовы.
Для изменения ситуации к лучшему нужны и важны доверительные отношения клиента и специалиста. Эти отношения выстраиваются на основе принципа конфиденциальности, который гарантирует ребенку безопасное пространство, в котором можно говорить на любые темы.
Принцип конфиденциальности не соблюдают в крайних случаях, обычно же психологи в своей работе придерживаются его довольно строго, ведь дело касается их профессиональной репутации и комфорта клиента.
А вам когда-нибудь приходилось разглашать чужие секреты?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пишу для родителей про детей и про жизнь в ее многообразии😊