Вместо двух лет, положенных по программе, лейтенант А.П. Ларионов проучился в училище три месяца. В середине ноября 1941 г. курсантов собрали по тревоге и погрузили в товарный эшелон. За все три месяца учебы будущие лейтенанты лишь раз участвовали в боевых стрельбах. Каждый выстрелил три патрона по мишеням. Гранат они не видели и никогда не слышали о бутылках с горючей смесью.
Деревянные палки вместо винтовок
Поезд прибыл для переформирования на станцию "Татарская" на Омской железной дороге. Лейтенантских погон курсантам не дали. Ларионова назначили командиром взвода. Ожидали оружие, но вместо винтовок были выданы деревянные палки для обучения рукопашному бою. Со скудным запасом знаний и в буквальном смысле с голыми руками в середине декабря курсанты прибыли в Хотьковский монастырь.
Задача - не пустить немцев в Москву
Село Хотьково находилось в Подмосковье, всего в 15 км от Москвы. Оно подвергалось частым бомбардировкам немцев. Особенно бомбили железнодорожный мост. До самой ночи безоружные курсанты "пугливо озирались по сторонам".
С наступлением сумерек их построили и зачитали приказ. Немецкие войска форсировали канал в районе Истры. От курсантов требовалось не допустить немцев к Москве. В приказе говорилось, что 41-я стрелковая курсантская бригада должна опрокинуть неприятеля на канале и вести наступление в направлении г. Клин. Кто-то из курсантов набрался смелости и спросил:
"А как быть с оружием?"
"Если к месту боя не доставят, будем отнимать оружие у немцев", - последовал лаконичный ответ.
Винтовки и гранаты получали на ходу
Положение было настолько серьёзным, что личный состав и вооружение прибывали тогда под Москву одновременно, но разными путями. Поэтому вариант с палками против вооружённой немецкой мотопехоты и танков мог реализоваться на самом деле. Но курсантам повезло.
Оружие прибыло, когда до немцев оставалось менее 2 км. "Винтовки, патроны, гранаты получали прямо с машин, - пишет А.П. Ларионов в своих мемуарах, - и с ходу вступали в бой". Их 41-я бригада впервые встретилась с противником и сразу же оказалась в самом пекле событий.
Тем более удивительно, что курсанты не только остановили немцев, но и заставили отступать. "Погнали на запад", по словам ветерана. Так на участке 41-й стрелковой курсантской бригады, всего в 15 километрах от центра столицы, начался разгром немцев под Москвой.
Смелость города берет
Кроме курсантов из разных городов, в том числе и из московских училищ, в этот момент других воинских частей на участке под Истрой не было. Стык был, по сути, открыт, но, видимо, немцы об этом не знали. Курсанты смело атаковали и шли вперед. Помощь им оказывали только два крупных конных соединения: корпуса генерала Л. Доватора и генерала Белова, действовавшие у немцев в тылу. Как пишет А.П. Ларионов, они видели в широком овраге, "заваленный замерзшими лошадиными тушами. Это попали под штурмовку пикировщиков конники генерала Белова, пытавшиеся прорваться из окружения".
Вместо заключения
О подвигах кавалерии Доватора было много сообщений в прессе и по радио, пишет А.П. Ларионов. А вот о "мальчишках-курсантах", которым принадлежит большая заслуга в спасении Москвы, информации до обидного мало. Между тем, они с боями прошли Волоколамск и Клин. На западной окраине Клина вступили в кровопролитные бои. Немцы получили подкрепление. Наступление под Москвой пошло на убыль и в начале января 1942 г. остановилось.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору