Аутизм — это заболевание, где нарушена социальная адаптация человека, его психическое развитие и речь. Ранняя диагностика заболевания у детей позволяет добиться ощутимых результатов, социализировать ребенка, дать ему возможность полноценно жить, работать, завести семью. Именно родители должны распознать проблемы со здоровьем у малыша, ведь распознать аутизм бывает очень сложно.
Возможные причины
С каждым годом наблюдается все больше случаев аутизма у детей, а специалисты придерживаются мнения, что заболевание может быть спровоцировано вследствие многих факторов.
Аутизм — причины возникновения у детей:
• модификации на генном уровне
• поражения ЦНС, аномальное развитие мозга
• нарушение обмена веществ
• инфекции
• отравление ртутью (при вакцинации тоже)
• воздействие антибиотиков
• сложная беременность и прием медикаментозных препаратов, химическое воздействие
Специалисты не могут утверждать, что эти факторы действительно могут привести к аутизму, но понятно, что если есть предрасположенность к заболеванию, то любое воздействие может спровоцировать болезнь.
Симптоматика и первые признаки
С рождения нужно смотреть за поведением ребенка, чтобы своевременно выявить признаки аутизма. Аутизм можно назвать целой группой заболеваний с некоторыми общими симптомами, в особенности они становятся заметны ближе к двум годам.
Аутизм симптомы у детей:
1. Отсутствие или нарушение речи. Некоторые аутисты вообще не разговаривают, у других наблюдаются признаки отсталости. Дети в год могут вообще не издавать звуков, а к двум годам только начинают произносить простейшие слова. Но такие дети с легкостью повторяют услышанные фразы, придумывают собственные слова, но для общения речь не использовать. Аутисты не говорят о себе «Я», они предпочитают третье лицо.
2. Отсутствие эмоционального контакта с близкими. Такие малыши не улыбаются, не тянут ручки к родителям и не смотрят другим в глаза. По внешним признакам аутисты не могут отличить родителей от посторонних людей, не реагируют на обращение.
3. Невозможность социализации. Среди других аутист ощущает дискомфорт, тревожность. Если к такому ребенку активно обращаться, он спрячется или убежит. Аутисты хотят уединиться, они не могут дружить и играть с другими детьми, не понимают их.
4. Агрессивное поведение. Даже малейшая неудача может вызвать у аутиста истерику, агрессию. Он направляет ее на себя или окружающих.
5. Отсутствие интереса к игрушкам. Ребенок не понимает, как играть с куклой или машиной, не способен на абстрактное мышление и символические действия.
6. Стереотипы. Аутисты могут постоянно совершать одно и то же действие, они боятся перемен. Ребенок может часами сидеть и крутить у машины колесо или бегать по кругу, совершать нечто другое в определенной последовательности.
Диагностика
Для выявления у ребенка такого заболевания, как аутизм, необходимо наличие сразу нескольких симптомов:
• сложная социализация и взаимодействие с окружающими
• нарушения в коммуникации
• стереотипные движения и поведение
Важно! Все три признака должны проявиться до трех лет.
Родители должны понимать, что диагноз аутизм поставит может далеко не каждый врач. Специалист должен быть специально обучен диагностике заболевания.
При обнаружении признаков аутизма нужно обязательно обратиться к:
• педиатру развития
• педиатрическому неврологу
• сурдологу
• клиническому логопеду
• детскому психологу
• детскому психиатру
Только эти специалисты имеют право ставить диагноз аутизм.
После этого родителям нужно обязательно организовать грамотное лечение ребенка, в котором должны принимать активное участие:
• логопед
• терапевт
• патопсихолог
• физиотерапевт
• аллерголог
• гомеопат
• диетолог
• социальный работник
Дополнительные исследования
Основной проблемой пациентов с диагнозом аутизм является отсутствие коммуникации и социализации. Такие дети предпочитают жить в своем мире, не применяют речь. Нередко детей с атипичным аутизмом могут диагностировать как умственно отсталых или больных шизофренией, их не принимает общество.
Чтобы ошибки в постановке диагноза не произошло, назначаются дополнительные исследования:
• консультация сурдолога и логопеда
• ЭЭГ
• МРТ
Важно! Диагноз аутизм ставится только несколькими специалистами и после проведенных исследований.
Ребенок аутист в детском саду в общей группе — возможно ли это?
При выявлении аутизма у ребенка задачей родителей является обеспечение для него эмоционального и психологического комфорта, поддержка уверенности в себе. Нужно понимать, что такие дети тяжело существуют в обычном мире, нужно постоянно наблюдать за ребенком, постепенно расширять его мир.
В три года уже можно подумать о детском саде для аутиста, и тут возникает вопрос, может ли такой ребенок ходить в общую группу? Несмотря на особенности в поведении такого малыша, бывать в коллективе ему полезно и необходимо. Важно перед поступлением в сад пообщаться с воспитателями, понять, смогут ли они работать с ребенком. Если малыш страдает тяжелой формой заболевания, категорически отказывается взаимодействовать с окружающим миром, реагировать на обстановку, то желательно найти специального педагога, который будет учить ребенка взаимодействию с детьми и взрослыми. В этом случае поможет коррекционный центр.
Когда у ребенка аутизм проявляется только несколькими признаками, то есть он вполне может находиться в коллективе, играть рядом с другими детьми, но не дружить с ними, прислушиваться к словам воспитателя, то рекомендуется после консультации со специалистами оформить его в обычный детский сад в общую группу. Параллельно желательно осуществлять работу с профильными специалистами.
Перед оформлением в сад или профильный центр следует отправиться к заведующей учреждением и узнать, какие документы могут понадобиться для поступления, в разных регионах они отличаются.
К обязательным документам относятся:
• заявление от родителя
• паспорт или удостоверение личности
• свидетельство о рождении
• медицинская справка о состоянии здоровья (заключение специалиста и рекомендации)
• прививочная карта
• ЭПИД окружение
• полис
Важно! Перед поступлением придется пройти полное медицинское обследование!
Школа и аутизм
Поведение ребенка аутиста кардинально отличается от поведения обычных детей, это следует учитывать при поступлении в школу. Если у ребенка легкая форма аутизма, то он может прийти в обычную школу, не принять его не имеют права. Проблема в том, что многие учителя не готовы общаться с аутистом, они не знают, как это делать. Решением могут стать специальные центры, в которых обеспечивают учителям поддержку, рассказывают об особенностях поведения детей с таким заболеванием, учат взаимодействию с ними.
Иногда ребенку требуется тьютор. Именно он расскажет, как общается аутист, как обрабатывает информацию и о других особенностях. Нужно помнить, что такие дети все понимают, просто их поведение отличается от привычного. Учитель может выработать собственную систему общения с аутистом при помощи тьютора, чтобы наладить процесс обучения.
Если обучение в обычной школе не представляется возможным, то родители всегда могут обратиться в специализированное учреждение, где есть специалисты по общению и обучению таких детей:
• школа 6 вида предназначается для детей, у которых нарушен опорно-двигательный аппарат
• школа 7 вида для детей с задержкой психического развития
• школа 8 вида для умственно отсталых детей
Также существует и инклюзивное образование, которое помогает родителям социализировать необычного ребенка, дать ему толчок для полноценной дальнейшей жизни, получения профессии.
Более подробно про инклюзивное образование можно прочитать в наших предыдущих статьях:
Инклюзия в современном образовании
Плюсы и минусы инклюзивного образования
Инклюзия позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребенку с особыми способностями и проблемами, помогает понять особенности его личности и характера. В этом случае в образовании участвует сам ребенок, семья и инклюзивная среда. Это понятие подразумевает постоянное взаимодействие с сопровождающим, который необходим для ребенка.
В обязанности тьютора входят:
• посредничество между ребенком и окружающей обстановкой
• поддержка
• помощь, иногда физическая
• разработка модели поведения
• объяснение
Тьютору необходимо найти подход и к другим ученикам, чтобы они начали доверять ему и помогать аутисту по мере необходимости. Именно от работы тьютора зависит успешная инклюзия.
Инвалидность — действительно ли она необходима?
Аутизм — тяжелое заболевание, которое не позволяет ребенку нормально общаться, воспринимать окружающую действительность. Именно поэтому родители стремятся оформить инвалидность ребенку аутисту. Но есть и другие, которые категорически отказываются это делать, считая инвалидность приговором.
По законодательству, инвалидом можно считать ребенка с нарушениями:
• физическими
• психическими
• когнитивными
Эти нарушения должны быть проявлены в степени, когда ребенок не в состоянии:
• самостоятельно себя обслуживать
• жить в обществе
• держать себя под контролем
• учиться
• получать профессию
• трудиться
Однако аутизм далеко не всегда нуждается в получении инвалидности, такое решение принимает комиссия при наблюдении за состоянием ребенка.
Важно! Рассчитывать на получение инвалидности может каждый ребенок с заболеванием, ограничивающим его нормальную и полноценную жизнь.
Сегодня законодательством определены сроки предоставления инвалидности:
• 1 год
• 2 года
• 5 лет
• до 18 лет
Они зависят от течения заболевания и его тяжести, реабилитации.
Если принято решение оформить на ребенка с аутизмом инвалидность, то следует:
• отправиться в поликлинику и установить диагноз
• посетить необходимых специалистов
• пройти исследования
• после этого врач подготовит документацию
• родители с ребенком должны прийти на комиссию
Комиссия будет решать, в соответствии с тяжестью заболевания и возможностью полноценно жить, дать инвалидность ребенку или основания для этого отсутствуют.
Перечень документов для оформления инвалидности:
• заявление от родителя на проведение экспертизы
• свидетельство о рождении
• направление врача специальной формы
• амбулаторная карта, другие медицинские документы, свидетельства о проблемах со здоровьем
• характеристика психолога и психиатра, если ребенок посещает детский сад или школу
По достижении 18 лет диагноз аутизм у ребенка меняется. Могут поставить личностное расстройство, шизофрению или умственную отсталость, а также снять инвалидность в зависимости от течения заболевания.
Группу инвалидности при аутизме определяют в соответствии с определенными факторами:
1 группа — для пациентов, которые не могут обходиться без постоянного обслуживания. Ребенок не может контролировать свои действия, не может двигаться без помощи и обслуживать себя.
2 группа — для пациентов с сильным расстройством психики.
3 группа — для пациентов с незначительными умственными и психическими нарушениями. Ребенок может посещать школу, самостоятельно обслуживать себя, осуществлять адекватную деятельность.
Взрослая жизнь аутиста — как не оказаться в плену болезни
Родители должны помнить, что аутизм — не приговор. Такие дети очень внимательно подходят к своей деятельности, могут стать вполне успешными специалистами в определенной области. При выборе учреждения для получения профессии аутистом нужно подобрать деятельность, где контакт с людьми будет минимальным.
Аутисты могут стать программистами, где поручения будут присылать по почте. Такие люди обладают уникальными способностями, главное — правильно найти им применение, раскрыть таланты.
Так как аутистам сложно общаться в социуме, желательно исключить общение с другими людьми. Можно проходить обучение заочно, сдавать необходимые экзамены только письменно, без столкновения с общей группой студентов.
Важно! Область аутизма очень широка. С таким синдромом люди имеют большую склонность к аналитике или ручной деятельности! Они могут стать прекрасными специалистами!
Прогнозы
Родители, детям которых поставили аутизм, должны понимать, что с заболеванием вполне можно жить. Естественно, придется уделять ребенку больше внимания, правильно ухаживать за ним, обеспечить в семье благоприятную обстановку, регулярно заниматься со специалистами. Комплексные мероприятия позволят человеку жить полноценно, получить профессию и создать собственную семью, быть счастливым!