Так исторически сложилось, что пальма первенства в искусстве отдана живописи. Видимо, это связано со способностью живописи воспроизводить окружающий мир с детальной точностью. Другие же виды искусства по этой причине воспринимаются второстепенными, менее значимыми. Но на самом деле существуют произведения искусства, созданные и в других видах искусства. Вот такой каламбур получился.
Что вы знаете о современной керамике, например? Я, честно говоря, почти не интересовалась ею. Да, на выставках иногда встречались любопытные работы, но внимание все время было сосредоточено на живописи.
Так было, пока не встретила керамику, которую творит необыкновенно талантливая художница из Воронежа Ольга Гурьева. Она создает удивительные панно, тарелки, натюрморты, живописную керамику (так обозначаются пейзажи), фигурки, маски, мозаику. Создает даже таблички с номерами домов. Этот удивительный мастер и обыденный предмет (куда уж обыденней таблички для дома, правда?) умеет возвести в ранг искусства. В описании к работам Ольги Гурьевой встретила указание температуры. Она выпекает свою керамику при t 1050° С. Художницу завораживает не только результат, но и сам процесс. Вот как наша художница описывает его:
Наблюдая за тем, как ведут себя глазури во время обжига, невозможно не вдохновиться процессом. Красивые, растекающиеся, переходящие один в другой, мерцающие цвета и их сочетания вдохновили настолько, что побудили к использованию этих возможностей, этого материала для создания работ в технике, которую я называю «живопись по керамике». Подвергая заранее подготовленную, обожженную керамическую плакетку нескольким последовательным этапам обжига – в зависимости от количества слоев краски – я действую подобно живописцу, закрепляющему краску лессировкой.
И в итоге получается красота. Например, двух- или трехмерные натюрморты, которые Ольга размещает то на панно, то на тарелках. Плотно скомпонованные, весьма конкретные натюрморты вмещают в себя букеты, вазы, книжки, фрукты, чайные чашки с горячим чаем или кофе, укрытым пенкой, кружевные скатерти. Так из разнообразных деталей слагается представление об уютном домашнем мирке.
Пейзажи – тоже уютные, городские, складываются из деревьев и домиков, их населяют люди и собаки. Пейзажи более абстрактны, чем натюрморты. И это особенность восприятия жанров Ольги Гурьевой. Так прикосновение к абстрактному позволяет зрителю домыслить пейзаж, создать историю. Что растет на деревьях: яблоки или хурма? Деревья в снегу или залиты лунным светом? И куда идет по снегу женщина? Так зритель становится активным соавтором сюжета.
Закончить статью хочу высказыванием Анны Жидких (газета «Берег») об Ольге Гурьевой:
Мир художницы щедр на лирику: это то настоящее искусство, которое позволяет обращаться к вечному, отталкиваясь от сиюминутного. При всех бытовизмах сюжетов: художница «приглашает» зрителя на тихие, лишенные помпезности воронежские улочки, предлагает полюбоваться обаянием и хрупкостью маленькой человеческой фигурки или гиперболизированной морозностью воздуха.
По большому счету, Ольга – сказочница. Раздает роли и костюмы одушевленным и неодушевленным персонажам по своему художественному усмотрению, пишет для них сценарии – и зритель получает «живое», в плане эмоций, дерево или старые стены домика с хорошо читаемой судьбой.
А вот статья Рожденная огнем: горячая эмаль на меди Натальи Титуниной.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.