Его работы, слова, образы, художественные фразы – все стало культовым за последние десятилетия. Бельгийский художник Рене Магритт обоснованно считается одним из самых обсуждаемых авторов в мире.
Большинство его живописных работ знакомо и легко узнаются: это человек в котелке с яблоком на месте лица, и русалка-наоборот, и поцелуй двух влюбленных, чьи лица скрыты пеленой.
А в серии работ, о которой мы поговорим сегодня, словно и нет ничего примечательного – ни бытовых предметов гигантского размера, ни прочей выбивающей из колеи гениальной бессмыслицы. Только свет, тепло струящийся из окон городского дома.
Рене Магритт родился в 1898 году в городе Лессин (Бельгия). На формирование мироощущения Магритта наложили отпечаток драматические события, случившиеся в его жизни и жизни многодетной семьи Магритт. Например, мать художника, бывшая модистка, страдала от тяжелой депрессии и утопилась в реке.
Сам автор причислял свое творчество к магическому реализму, понятию, изначально существовавшему лишь в литературе. Отголоски этого направления позже можно будет услышать и в творчестве других, знакомых нам мастеров.
Итак, «Империя света» - помпезное название за которым кроется не одна, а сразу несколько замечательных Работ Магритта. Почему он возвращался к этому сюжету снова и снова? Может, пытался осмыслить что-то ускользающее?
Эксперты называют картину из серии «Империя света» потенциальной звездой аукциона Сотбис, где работа может быть продана за рекордные деньги.
У всех работ есть общее настроение. С первого взгляда «Империя Света» - это скромный городской пейзаж с каменным домом на пустынной вечерней (или ночной) улице. Дом, однако не пуст, из нескольких окон плавно струится теплый электрический свет. И все же, несмотря на уют, невидимое присутствие кого-то еще на картине, в картине есть неопределенность, которая вызывает эмоциональный дисбаланс.
И заключается он в неуместном, абсолютно внезапном дневном небе. Хорошо узнаваемые магриттовские облачка плывут по безупречной небесной синеве. А под ними – глубокий вечер, застревающий в темных кронах деревьев. Что символизирует это несоответствие?
Если расшифровывать свет в окошке, как разум, а облака в небе, как дух, не хотел ли художник показать губительную разобщенность этих двух понятий? И одиночество, следующее за ним?
Почему вообще в названии появилось слово «империя», возможно ли, что здесь уместнее его перевод в значении «власть»? Власть света, вырывающая один дом из мрака улицы, должна быть достаточно сильной, чтобы спасти его обитателей.