Кто-то из обиженных пользователей в одной из бесед посетовал на то, что больным диабетом, получающим инсулин, перестали выписывать спирт для протирки места инъекции, и в связи с этим назрела необходимость сказать на эту тему пару слов. Как всегда, очень кратенько, очень простенько и с привычной рекомендацией контактировать в реале с реальным врачом.
Итак. препаратов инсулина со времён его открытия развелось целое море разливанное. Интересный, кстати, материал – возможно, я к нему вернусь в специальной статье. Так вот, сначала это был просто инсулин, получаемый из поджелудочной железы крупного рогатого скота, он и действовал очень непродолжительно, требуя повторных инъекций, и не очень-то подходил человеку , который всё-таки не корова. Свиной инсулин подошёл лучше – к свиньям мы по антигенам, как это ни обидно, ближе, но всё равно работал такой инсулин плохо, «уходил» из крови быстро, связывался антителами и требовал, соответственно, высоких доз.
Со временем учёные поймали и ген-модифицировали кишечную палочку, научив её продуцировать инсулин - таким образом, у нас появились человеческие инсулины, научились очищать сырьё до монокомпонентных и монопиковых вариантов, повысили концентрацию. Наконец, придумали смешивать инсулин со стабилизаторами, получив инсулины длительного действия.
На настоящий момент мы пользуемся аналогами инсулина, созданными при помощи генной инженерии. Эти препараты уже не совсем инсулин, некоторые локусы в его длинной молекуле заменены на другие, что позволяет ускорить или замедлить его работу, снизить антигенную нагрузку и т.п.
В общем, в данном случае аналоги – это хорошо. Появились ультракороткие и ультрапродлённые формы, пациент уже не привязан к пище и часам, он чувствует себя свободнее. Может переесть или недоесть и отрегулировать дозу инсулина «постфактум». Но одно остаётся пока неизменно: в желудке инсулин разрушается и, как другие питательные вещества, в кровь проникать не может – слишком большой. Эрго, его приходится вводить под кожу иглой
Когда я только начинала работать, четверть века назад, ни помп, ни шприц-ручек ещё практически не было, а сейчас это норма жизни – к вопросу о том, что «медицина плохая и ничего не может» - и больных с первым типом старше шестидесяти пяти в то время я тоже не помню, а сейчас они доживают до своего земного конца и не становятся инвалидами, если, конечно. разумно себя ведут.
Ну так вот. Я о спирте. Спирт, проникая с кожи вместе с иглой под кожу, вызывает некроз. Да, конечно, некроз милипусенький, и проникает он не каждый раз. Но вы не забывайте, сколько инъекций за жизнь делает больной диабетом, если он за год делает в среднем 1400-1800 инъекций. В итоге развиваются такое неприятные осложнения инъекционной терапии, как дистрофия , а затем и гипертрофия подкожно-жировой клетчатки.
К тому же, сам инсулин, соединяясь со спиртом, теряет свои свойства. Да, тоже на милипусенькую дольку, но… С другой стороны, мы сейчас живём в относительно цивилизованных условиях, имеем водопровод, покупаем мыло и даже порой моемся им. Так вот, этого достаточно. Тем более, что современные инъекционные препараты инсулина сами по себе содержат антибактериальный компонент. Не нужно смазывать кожу перед инъекцией инсулина никаким спиртом. Вообще ничем не нужно. Иголка тонюсенькая, никто посторонний ею не пользуется – смело вводите инсулин просто через чистую кожу.
Места инъекции… ну, по большому счёту везде, где есть кожа и нет опасности ткнуть в сосудисто-нервный пучок – удобнее всего в живот, чуть отступя от пупка, прямо по кругу, меняя места от инъекции к инъекции, в плечи, в бёдра, под лопатку – да хоть бы и в ягодицы. Один маленький нюанс: из области живота всасывается быстро и равномерно, из бёдер и плеч – медленнее и в зависимости от физнагрузки. Поэтому ультракороткие препараты лучше вводить в живот, там важна скорость действия. Пролонги – в плечи и бёдра, где быстрота действия не так принципиальна. Сколько раз можно пользоваться одной иглой? Ну, тут компромисс между безопасностью и квакающей жабкой. Если у вас чисто, и ваша игла не попадает в посторонние руки, можно использовать её несколько раз, пока не затупится и, соответственно, прокалывать кожу не станет больновато. Это противоречит букве закона, но это работает и это относительно безопасно. Но только если речь идёт о хороших иглах – при плохом материале кончик иглы заминается и введение становится травматично ( те самые дистрофия и некроз подкожной клетчатки).
Надеюсь, я ответила на вопрос, почему диабетикам больше не выписывают спирт для протирки места инъекции? Просто потому, что его НЕ НУЖНО ПРОТИРАТЬ СПИРТОМ.