В "Эрарте" открывается уникальная выставка динамической скульптуры нидерландского художника Виллема ван Вигеля, известного своими работами в жанре кинетического искусства. Для столь необычной экспозиции как нельзя кстати подойдет народная мудрость о том, что лучше один раз увидеть. Но мы все же решили поговорить с автором скульптур, нидерландским художником Виллемом ван Вигелем.
Рады вас видеть, хот я мы рисковали не узнать вас при встрече, потому что искали ваши фото в интернете, но насилу нашли только одну. Зато ваших работ увидели очень много. Почему же так мало именно ваших фото?
В интернете не так сложно найти изображения моих работ и видео моих работ. Потому что все, чем я занимаюсь и мое искусство - это моя жизнь, а не какие-то картинки моего лица.
А может у вас есть ваш автопортрет в виде некого кинетического искусства?
Автопортрета в жанре кинетического искусства я еще не создал. Но много других изображений в жанре кинетического искусства вы в интернете можете найти. Наверное, только один фотопортрет меня, потому что повторюсь, то, что я делаю, представляет меня намного лучше.
Виллем, беспокоились за вас, как вы вообще добрались до Санкт-Петербурга и как передвигаетесь по нашему городу, потому что у нас очень скользко, у нас настоящая зима в этом году.
Для меня тот ещё опыт, самая настоящая зима, откровенно говоря. Потому что в Голландии, где я живу, у нас море несколько смягчает климат и не так и холодно зимой. И сейчас мне ужасно холодно здесь у вас. Это не первый мой приезд, я здесь уже был ровно три года назад, как раз тоже по приглашению музея "Эрарта", который предложил мне сделать эту замечательную выставку в своих выставочных пространствах. Но когда я приезжал сюда еще до пандемии, мне, конечно, понравилась погода больше, потому что это был май. Было роскошно на улице.
Ваши работы очень необычные, называются кинетические скульптуры. Расскажите нам, пожалуйста, что же это вообще?
Кинетическое искусство - это прямое воплощение движения в его чистом виде. Достаточно простые выразительные средства я использую, но, тем не менее, они помогают осознать, что такое движение, как движение влияет на объекты, которые в этом движении находятся и проходят через разные точки в пространстве.
Если простыми словами описать, как это выглядит?
По сути, это выглядит как движущаяся живопись.
Когда вы решили заниматься этим направлением?
Я начал этим заниматься 40 лет назад, когда я еще учился в академии изящных искусств. Очень приятно, что на выставке в "Эрарте" представлен, помимо прочего, и самый первый мой кинетический объект, сделанный в 1982 году. Он сейчас размещен во входной зоне выставки. Кинетическое искусство я выбрал, пожалуй, потому, что в каждом моем объекте есть две стороны. Есть видимая глазу сторона, которую созерцает зритель, но есть и оборотная, где скрыта техническая начинка моих работ. И разработка технической начинки - это основная сложность задачи, которую я вижу перед собой. И мне всегда интересно в искусстве поддерживать баланс между технической стороной и художественной.
Есть ощущение, что эти картины отсылают к абстракционистам. И в русской традиции было большое количество художников, в основном в начале 20 века, кубистов, супрематистов, которые создавали живописные полотна в подобном стиле. У вас были ориентиры в искусстве?
Самое очевидное влияние будет заметно любому посетителю музея "Эрарта". Когда три года назад я сюда приезжал впервые, я увидел в Русском музее работу Каземира Малевича, на ней изображен черный круг. Каземир Малевич своим зрителям и почитателям охарактеризовал эту работу, как «черный круг, парящий на белом фоне». Я зацепился за слово «парящий» и подумал, что будет очень здорово для русского зрителя представить мою версию этого художественного произведения. Когда черный круг действительно парит над белой поверхностью.
И поэтому все работы состоят из кругов, треугольников, квадратов и так далее?
Вы совершенно правы, я использую самые простые формы, но выбираю их не потому, что сложность моих работ происходит от сложности самих геометрических форм, а от их движения. Для меня их слаженное движение похоже на балет. Когда я разрабатываю на компьютере программы, которые приводят в движение мои работы, я чувствую, как будто пишу для них хореографический этюд.
А у вас есть лайфхак, как правильно ходить по вашей выставке?
У меня, конечно же, есть рекомендация для посетителей этой выставки, она достаточно очевидна. Впервые для этой выставки в "Эрарте" я сделал большую трехмерную инсталляцию, в которую можно пройти. То есть когда человек окажется на выставке, ему нужно найти большие черные шесты, которые шевелятся вокруг посетителя.
А что касается объектов, можно ли разглядеть каких-то персонажей, какую-то более реалистичную картину за теми объектами, которые изображены? Или мы просто погружаемся в интуицию и смотрим?
Я бы посоветовал смотреть на мои работы и растворяться в них. Там нет какого-то символизма. Каждый предмет является тем, чем он является. И не надо искать за ним какого-то другого смысла. Поэтому просто смотрите. И позабудьте о себе, растворитесь в том, что вы видите.
Какого размера эти скульптуры?
Самый большой объект – трехмерная инсталляция, о которой я говорил. И она действительно гигантская - 16 метров в длину и 5 в ширину. Музей "Эрарта" позволил мне реализовать то, что долгое время существовало в моем сознании. Потому что проект такого масштаба можно реализовать только на этой площадке музея. Но здесь много и других не маленьких объектов.
Вот у нас в России есть, например, хохлома. А вот вам не хотелось бы использовать в ваших работах, например, цветочки, мазки, что-то более веселое?
Знаете, когда я думал над работой, посвященной чёрному кругу Малевича, у меня даже была мысль сделать из него улыбчивое лицо.
К разговору о Малевиче, в России к его черному квадрату относятся как к фикции. Как к некой обманке, даже несмотря на историю картины. Есть история, что это закрашенная другая картина. Вот как вы относитесь к этой точке зрения?
Все люди разные и все интересы у них разные, и никто не обязан, например, благоговейно относится к наследию Каземира Малевича. Если ему не нравится, и он не считает это искусством, он имеет право на свою точку зрения. Лично я не понимаю такой позиции, когда человек обязательно должен высказаться на ту или иную тему. Мы - не сказать, что какая-то интеллектуальная элита, которая должна говорить, что должно или не должно нравиться. Пусть люди делают свой собственный выбор.
По образованию вы преподаватель изобразительных искусств. Есть ли у вас в Голландии или в других странах ученики, которым вы это таинство передали или передаете?
У меня нет учеников просто потому, что очень мало художников выбирают это направление - кинетическое искусство. Это действительно не частый случай, когда человеку интересна и техническая, и творческая сторона процесса. Должны быть развиты в равной степени и левое, и правое полушария. Помимо этого, нужно обладать большим количеством технических и практических навыков. И при этом не терять связь со своими работами. Если, например, я повешу свою работу в музее "Эрарта" на постоянную экспозицию, есть риск, что через неделю мне позвонят и скажут: «Вильям, всё сломалось и нужно чинить». Нужно быть к этому всегда готовым, нужно чтобы работа всегда двигалась беззвучно, очень много таких ограничений, с которыми не готовы работать многие художники.
Кстати, о беззвучности. Есть ли у выставки какой-то саунд трек? Или должна быть полная тишина во время восприятия ваших работ.
Вообще мои работы почти всегда экспонируются в полной тишине, потому что только так можно оценить тот факт, что все работы движутся. Мне кажется, для этой выставки был бы уместен саунд трек, и это были бы звуки вечности.
За 40 лет вашего творчества, как вам кажется, насколько поменялось современное искусство?
Мне кажется, очень очевиден в последние годы всплеск концептуального искусства, которое мне не очень близко, и мне кажется, в нем нет какого-то глубокого содержания. Я как художник тяготею к традиционным видам искусства. Художник должен себя ограничивать определенными видами мастерства. Мне всегда было более близко живописное искусство и какие-то технические формы.
Кстати, есть расхожая в России фраза: «художник должен быть голодным». Все к ней по-разному относятся. У нас всегда были сложности с маркетинговой составляющей. Как с этим обстоят дела в Европе, насколько художники лично занимаются продажами и помогают продаваться своим продуктам?
Мне лично кажется, что это какие-то не очень совмещающиеся вещи - творческое начало и коммерческая жилка. Есть, конечно, коммерчески очень успешные художники, которые продвигают свои работы и зарабатывают много денег. В этом нет ничего плохого. Но очень многие мои знакомые хорошие художники следуют той самой пословице, что художник должен быть голодным.
И в продолжение темы про интересные фразы. У нас говорят: «вокруг творческого человека должен быть творческий беспорядок». А в каких условиях вы привыкли вторить?
В моих условиях есть место и беспорядку, и абсолютному порядку. И если вы посмотрите мои работы, вы увидите что в определенной точке их движения то, что вы видите, выглядит действительно очень хаотично. И вы даже не будете понимать, что это такое. Но через некоторое время все фигуры передвинутся, выстроятся в каком-то определённом порядке, и вы поймете, что здесь есть равновесие и того, и другого.
Петербург называют «культурной столицей». Что вы скажете про петербургскую публику? Чувствуется ли это по нам?
Петербургская публика очень особенная. Те, кого я видел в "Эрарте", радикально отличаются от тех людей, которых я видел в европейских музеях. Там более элитарная публика. И такую молодую, модную публику, я думаю, в наши голландские музеи не заманишь.
Давайте пригласим нашу петербургскую публику на вашу необычную выставку. С каким настроением нужно идти? Что нужно иметь при себе?
Я с большим удовольствием приглашаю петербургскую публику на эту выставку и могу только сказать с уверенностью, что на эту выставку они обязательно должны сходить, потому что увидят то, что изменит их жизнь. Я просто знаю, такие вещи они больше нигде не увидят. Поэтому если у вас есть возможность, постарайтесь эту выставку не пропустить.