"Девочка в маковом венке" стала его женой. С Анной-Марией русский художник Орест Кипренский познакомился, когда ей было всего пять лет. Он написал её портрет, ещё не догадываясь, что за этим последует – обвинения, холодный приём в России и недолгое счастье. Итальянское солнце обожгло его, и этот момент стал для художника поворотным.
Он был сыном помещика, родившимся вне брака. В документах указали, будто мальчик появился на свет в семье крепостного, Адама Швальбе. Отчество «Адамович» навсегда осталось с ним, но в 1788 году, когда ему было шесть лет, отец подписал для него вольную. Это позволило Оресту записаться в Воспитательное училище при Академии художеств. Крепостных туда не принимали. Фамилия мальчика поначалу звучала как «Копорский» - от родного села Копорье. Но позже её заменили на более звучную, Кипренский.
Великий Дмитрий Левицкий, написавший портреты Екатерины Второй и её ближайшего окружения, стал учителем Ореста. Он сразу разглядел в мальчике большой талант. Признание пришло ещё в годы учёбы – две серебряные и две золотые медали за созданные им работы. А в 1803 году Оресту Кипренскому вручили аттестат 1 степени и шпагу. Перед ним открывалось большое и славное будущее.
Но кроме таланта, все отмечали его доброту. Завтракая в трактире, он обязательно набирал побольше хлеба, чтобы на пути к мастерской накормить бродячих собак. Они сопровождали его каждое утро, вызывая недоумение прохожих.
Кипренский пробовался в разных жанрах, но самым успешным для него стал портрет. Точно, выразительно, он умел передать малейшую игру тени, великолепно почувствовать человека, который позировал ему. Позже Пушкин, над портретом которого трудился Кипренский, напишет:
Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит…
Возможно, поэт был прав. Орест сделал одно из лучших изображений «нашего всего». Заказы вообще всегда сыпались на него, как из рога изобилия. Он работал с известными и богатыми людьми своего времени – писал портреты князя Ивана Алексеевича Гагарина, генерал-майора Евграфа Давыдова, тверского генерал-губернатора, принца Ольденбургского.
С принцем и его семьей Кипренский был очень тесно знаком. На протяжении целого года Орест жил в Твери, и там же работал над картинами. Дело в том, что принц Ольденбургский был женат на родной сестре императора Александра I, на Екатерине. И молодая привлекательная женщина, переехав в Тверь, хотела сделать свой дворец настоящим культурным и светским центром России. К ней съезжались поэты и писатели, художники и аристократы.
Но Кипренский мечтал о большом итальянском путешествии. Многие его современники отправлялись в Европу, чтобы воочию увидеть труды великих мастеров прошлого. Получить новые знания, вдохновение... Однако Европу сотрясала война, и планы Ореста реализовались позже, чем он предполагал. Только в 1816 году Кипренскому удалось поехать в Рим. Расходы взяла на себя императрица Елизавета Алексеевна, давно оказывавшая покровительство художнику.
В Италии, куда он так стремился, Кипренский произвел фурор. Его полотнами восхищались, и поначалу даже не верили: это на самом деле написали вы? А не копия ли это с картины старого мастера? А в 1819 году он встретил ее, Анну-Марию, и создал свой шедевр «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке».
Мариучча, как её называл Кипренский, была дочерью натурщицы. Однажды утром женщину нашли в мастерской художника бездыханной, и явно не от естественных причин. Подозрение пало на Ореста, хотя он всячески отрицал свою причастность.
«Рим отвернулся… - Запишет позже Константин Паустовский. – Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли камнями…».
Атмосфера стала невыносимой. Расследование велось медленно, словно специально затягивалось. Кипренский ничего не мог доказать, хотя и его вины никто не установил. Он поехал в Париж, но и там от него отвернулись. Тогда он решил вернуться в Россию, но перед этим устроить судьбу Мариуччи. Он хлопотал, чтобы девочку определили в хороший пансион при монастыре и оплатил содержание. Но в России всё повторилось: холодное отчуждение, закрытые двери гостиных. Кипренский оказался в ловушке.
Первый шаг, пусть не сразу, сделала императрица Елизавета Алексеевна. Она приняла у себя Ореста 3 января 1825 года, и это стало знаком для общества – его перестали игнорировать. А Кипренский не переставал поддерживать связь с Италией, и горячо просил скульптора Гальберга выяснить, как живется Мариучче в пансионе:
«Хорошо ли ей там? Надобно ли чего для помощи?»
Прошли годы, и Кипренский вернулся в Рим. Первым делом стал разыскивать Мариуччу, а когда встретил её – влюбился с первого взгляда. Ради неё он даже поменял веру. Его предложение о замужестве было благосклонно принято, хотя современники Ореста считали, что девушка не любила его. Тем не менее, они обвенчались. Теперь знаменитый художник был женат на «Девочке в маковом венке». На своей юной музе.
Но вместе они пробыли совсем недолго. Спустя несколько месяцев, в октябре 1837 года, Кипренский скончался от воспаления легких. Его работы, которые теперь принадлежали вдове, Мариучча отправила в Петербург. За каждую картину она получила хорошую плату. Есть сведения, что она родила дочь, названную Клотильдой. Но дальнейшие следы Мариуччи теряются. Кто-то писал, что после Кипренского итальянка вскоре вышла за богатого маркиза. Однако всё это только предположения.
Примечание: относительно происхождения Мариуччи историки спорят - была ли она дочерью той самой женщины, которая работала с Кипренским, или же другой итальянки.
#наука #история россии #история #культура #живопись #xix век #знаменитости
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!