Найти тему

Русский язык. ОГЭ. Разбираем трудности задания 4

Оглавление

Задание 4 на ОГЭ по русскому языку — это синтаксический анализ словосочетания. Для того чтобы с ним справиться, надо знать типы связи слов в словосочетаниях и уметь производить синонимическую замену.

Формулировка задания

Замените словосочетание ____ , построенное на основе (согласования, управления, примыкания), синонимичным словосочетанием со связью (согласование, управление, примыкание). Напишите получившееся словосочетание.

Как мы видим, определять тип связи в этом задании не нужно, но знать обязательно, иначе произвести синонимическую замену не получится.

Теоретический блок

О том, что такое согласование, управление и примыкание, а также как производить синонимическую замену, можно посмотреть в моем ролике.

В этой статье я лишь остановлюсь на алгоритме, дам таблицу, которая поможет ученикам запомнить основные действия при синонимической замене, и более подробно остановлюсь именно на трудностях.

Чек-лист

  1. Находим главное и зависимое слово.
  2. Определяем часть речи зависимого слова.
  3. Главное слово оставляем в той же форме. Изменяем часть речи зависимого слова в соответствии с таблицей (см. ниже).
  4. Связываем главное и зависимое слово при помощи:
  • окончания;
  • предлога и окончания;
  • только по смыслу.

Таблица "Как производить синонимическую замену"

-2

Трудности, которые испытывают ученики

Замена словосочетания со связью согласование синонимичным со связью управление (подбор нужной формы, употребление предлога)

При замене словосочетания и подборе формы зависимого слова (существительного), необходимо вдумываться в смысл.

Например:

Школьный коридор — это коридор в (чём?, где?) в школе или коридор (чего?) школы?

Смысл словосочетания: школьный коридор — это часть здания школы, значит, верная замена — коридор школы.

Детская книга — это книга (кого? чья?) детей или книга (для кого?) для детей?

Смысл словосочетания: детская книга — это книга, предназначенная для детей, а не принадлежащая им, поэтому верная замена — книга для детей.

Детские игрушки — это игрушки (кого? чьи?) детей или игрушки (для кого?) для детей.

Смысл словосочетания: детские игрушки — это игрушки, принадлежащие детям и предназначенные для детей, поэтому оба ответа верные, но надо учитывать контекст.

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

родительский дом — дом родителей (неверно — дом для родителей)

диванная подушка — подушка для дивана, подушка дивана (неверно — подушка на диване)

театральный двор — двор театра (неверно — двор возле театра)

пшеничные зёрна — зёрна пшеницы (неверно — зёрна пшена, зёрна от пшеницы)

городские сады — сады города (неверно — сады в городе)

заводская стена — стена завода (неверно — стена от завода)

студенческий хор — хор студентов (неверно — хор из студентов)

музейные архивы — архивы музея (неверно — архивы в музее)

душевная красота — красота души (неверно — красота в душе)

школьные будни — будни школы (неверно — будни в школе)

степные метели — метели в степи (неверно — метели степи)

отцовский стол — стол отца (неверно — стол для отца)

жестяная коробка — коробка из жести (неверно — коробка из жестянки)

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".