Небесный престол и Сидящий на престоле (Откр.4:1-3)

    Вторая часть книги Откровение Иоанна Богослова, которую иногда называют «Пророческими видениями ап. Иоанна», отделена от «Послания семи церквям» (т.е. от первой части, гл.

Вторая часть книги Откровение Иоанна Богослова, которую иногда называют «Пророческими видениями ап. Иоанна», отделена от «Послания семи церквям» (т.е. от первой части, гл. 1-3) не только сменой «земного» места действия на небесное, но и изменением практически всех форм и образов, в которые облекается для ап. Иоанна Небесное Откровение.

А поскольку представленные во второй части книги события происходят не только на небе, но и на земле, и даже в преисподней (т.е. во всей обитаемой вселенной), — в итоге апостолу открывается полная духовная панорама настоящего и грядущего всего тварного мира, и он становится не просто «слушателем» и «созерцателем» отдельных пророческих свидетельств, но и тайнозрителем конечных судеб всего мироздания.

Более того, после восхождения на небо (глава 4) ап. Иоанн остается лично причастным всему тому, что открывается его взору, т.е. проявляет пророческую власть (Откр.22:18-19), вступает в диалоги с небожителями, испытывает чувства огорчения (Откр.5:4-5), удивления (Откр.17:6-7), смирения (Откр.7:13-14, Откр.19:10, Откр.22:8-9) и т.д., а в отдельных случаях становится полноценным «действующим лицом» пророческого видения и исполняет весьма существенную роль в построении и развитии сюжета (напр., Откр.10, Откр.11:1-2). Поэтому нет сомнений, что во второй части книги Откровение представлены не только «внешние» описания небесных видений, но и внутреннее восприятие этих видений самим тайнозрителем, причем чувствования ап. Иоанна в отношении возвещенных ему слов, поступков, процессов и событий являются для христиан образцовыми.

Что касается образов Церкви Христовой, — в отличие от семи «разделенных» адресатов «Послания семи церквям», в «Пророческих видениях Иоанна Богослова» Церковь Христова предстает в виде земного и небесного Новозаветного Собора, противостоящего миру нечестия как единое целое. Поэтому во второй части книги Откровение ни различия в верности, праведности и благочестии, ни «раздельные» судьбы каких-то «малых» церквей уже не упоминаются, — а в конце всех времен единый Вселенский Собор во всей своей полноте торжествует единую и всеобщую победу.

Также весьма знаменательно, что во второй части книги Откровение открывающиеся тайнозрителю панорамы включают в себя множество различных свидетельств о самом Новом Завете. Другими словами, буквально все, что видит ап. Иоанн по восхождении на небо, имеет место быть исключительно по той причине, что Новый Завет был утвержден, и вступил в силу, и сформировал явленную тайнозрителю видимую и невидимую реальность.

(Чтобы не отмечать отдельно каждое такое свидетельство, параллельно с другими комментариями к главам 4 и 5 в соответствующих местах будет проставляться пометка «свид. НЗ», то есть «свидетельство о Новом Завете»)

После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего (Откр.4:1)

Одно из самых существенных свидетельств книги Откровение заключается в том, что слова об «отверстой двери неба», предваряющие череду явленных тайнозрителю небесных видений, прямо соответствуют знаменательному эпизоду земной проповеди Спасителя, описанному в Евангелии от Иоанна, где Господь возвещает Своим ученикам, что в новозаветные времена христианскому взору откроются не только тайны прошлого, настоящего и будущего, но и само небо, — так что верные Христу и Евангелию станут очевидцами самых величественных небесных событий:

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин.1:51)

Поэтому весьма знаменательным является и то обстоятельство, что Промыслом Божьим именно ап. Иоанн, который засвидетельствовал об этих словах в четвертом Евангелии, при даровании Откровения сам восходит на небо и становится прямым причастником их буквального исполнения.

(В этом же контексте можно отметить, что Откр.4:1 прямо продолжает чрезвычайное по уровню откровенности свидетельство первомученика Стефана, Деян.7:55-56. Причем обстоятельства, сопровождавшие откровение Стефана, не оставляют сомнений в том, что Первая Церковь приняла слово об «отверстом небе» и «Сыне Человеческом, стоящем одесную Бога» как свидетельство о величайшей перемене времен и утверждении во вселенной духовной реальности Нового Завета)

Кроме того, если воспринимать открытую перед тайнозрителем «небесную дверь» не только как частность, актуальную исключительно для момента и способа получения тех видений, которые ему следует «записать в книгу», но и во всей полноте ее новозаветного смысла, в соответствии с которым «открытие неба» само по себе является обстоятельством чрезвычайной важности, а образ «отверстой двери неба» восходит к Самому Господу (сравн. – «Я есмь дверь…», Ин.10:9; Ин.10:7), — и слова «после сего» («…чему надлежит быть после сего», Откр.4:1), формально не имеющие однозначной «привязки» к какому-то отдельному событию, представляются прямым следствием «открытия двери на небе». А это в свою очередь означает, что небесные видения ап. Иоанна не ограничены «апокалиптическими» событиями, которыми в конце концов завершится многотысячелетняя история ветхого мира, — но охватывают все без исключения новозаветные времена, через которые надлежит пройти Церкви после того, как для уверовавших в Иисуса Христа открылась спасительная «небесная дверь» новозаветной реальности.

Так или иначе, «отверстая небесная дверь», в которую «восходит» тайнозритель книги Откровение, прямо свидетельствует об утверждении Нового Завета и о соответствии всего того, что происходит и совершается на небесах, именно новозаветным временам и новозаветной духовной реальности (свид. НЗ).

А вторым подобным свидетельством является приглашение-повеление «взойди сюда» (т.е. на небо), данное «прежним голосом», то есть голосом Самого Спасителя (Откр.1:10, Откр.1:15-16), — ведь и возможность, и настоятельная необходимость услышать такой призыв и последовать сказанному, открываются для человека только в Новом Завете (свид. НЗ).

(Одним из предначертательных образов подобного восхождения выступают события, в которых пророк Моисей, послушный гласу Божьему, взошел на земную гору Синай: «и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей», Исх.19:20.

А в самом конце времен подобное восхождение на небо совершат и «два свидетеля», о которых пойдет речь в главе 11 книги Откровение: «…услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке…», Откр.11:12)

А это означает, что уже сам способ получения тайнозрителем тех видений, из которых «собирается» книга Откровение, есть прямое утверждение верности и действенности новозаветных обетований. Кроме того, поскольку ни один пророк ветхозаветных времен откровений такого уровня никогда не получал, — то обстоятельство, что тайнозритель по гласу Господа вошел на небо через отверстую перед ним небесную дверь, и в результате описывает небо как небожитель, придает книге Откровение беспрецедентную для Св. Писания пророческую значимость.

Более того, далее это свидетельство продолжается открытием ап. Иоанну, а через него и всей Церкви, самых сокровенных небесных смыслов, и самых таинственных вселенских событий, и недоступных для «земного» взора и разума духовных процессов, и т.д., — то есть всего того, что было сокрыто до времени «от веков и родов» (Кол.1:24-26), и что открылось уверовавшим только через исполнение в Иисусе Христе самых возвышенных новозаветных обетований (св. НЗ). Причем все эти смыслы представлены в книге Откровении Иоанна Богослова не фрагментарно (т.е. в виде «локальных» пророчеств о неких отдельных событиях), — но как явленная тайнозрителю единая духовная панорама, включающая в себя всю прошлую, настоящую и будущую историю человечества.

И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду (Откр.4:2-3)

Новозаветные панорамы Небесного храма, как и некоторые аспекты величайшего небесного священнодействия, которое «день и ночь» совершается в этом храме (Откр.7:15), достаточно подробно обсуждались в предыдущих публикациях, посвященных предначертательным образам, прорисованным в рукотворной скинии времен Ветхого Завета.

При этом открываются величественные небесные панорамы от Небесного престола и Сидящего на престоле, Который уподобляется «яспису» и «сардису» (современное название «яшма»), то есть издревле известному человечеству природному камню, цвета которого варьируются от желто-оранжевого до темно-красного (причем зачастую все эти оттенки присутствуют в одном небольшом камне). А поскольку подобные цвета в библейском смысле являются «царственными» и прорисовывают стихию огня, — можно утверждать, что Творец и Вседержитель, восседающий на величественном Небесном престоле, предстает перед тайнозрителем в образе «царственного огня» (сравн. – Дан.7:9, Мф.23:22).

При этом в свидетельстве о радуге, которая, как сказано, расположена «вокруг престола», упоминается камень «смарагд», то есть изумруд, имеющий насыщенно-зеленый цвет, — а это означает, что окружающая престол небесная радуга подобна изначальной «зелени травной» (Быт.1:29-30), которая при сотворении мира была дарована Вседержителем в пищу всем без исключения «одушевленным» животным:

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так (Быт.1:29-30)

(Здесь можно отметить, что весенняя земля, на которой всходит изумрудно-зеленая трава, воспринимается всеми людьми как «живая» и «оживающая».

При этом в пустынях и засушливых местах «изумрудная зелень» появляется только после дождей, — а образ «дождя», и тем более «дождя в пустыне», есть устойчивый образ ниспослания на землю Божественной благодати, Втор.11:13-15, Иоил.2:21-23 и т.д.

И свт. Андрей Кесарийский мыслит теми же образами, т.е. уподобляет «изумрудную траву» учению, слову и откровению Божьему, сравн.: «ибо всякое семя от Него произращает траву, почему и страшно для противников»)

Кроме того, зеленый цвет рождается в соединении синего и желтого, то есть цветов неба, воды и солнца, которые образно восходят к Самому Господу (библейская символика цветов достойна отдельного исследования и отражена и в иконописных канонах нашей Церкви, и в цветах священнических облачений, и т.д.). Поэтому как «земная» радуга, рожденная в облаках после дождя (а это устойчивые образы славы и благодати Божией), через завет с праведным Ноем выступает символом жизни для всякой плоти (Быт.9:16-17, сравн. – Иез.1:26-28), — так изумрудная радуга Божественного Престола свидетельствует о вечном и непреходящем Завете Жизни (св. НЗ), утвержденном на все времена для всех без исключения «чистых животных», не желающих «пить кровь» и «есть прах» и способных питаться «изумрудной зеленью травной» (сравн. – Откр.16:6, Лев.11:46-47).

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Двадцать четыре небесных старца (Откр.4:4)

Предыдущая статья: О субъективном восприятии Апокалипсиса и единстве образов книги с писаниями Ветхого и Нового Заветов

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #и вот дверь отверста на небе взойди сюда я покажу чему надлежит быть вскоре, Откр.4:1 #престол стоял на небе на престоле был Сидящий, Откр.4:2 #Сидящий на престоле видом был подобен яспису и сардису, Откр.4:3 #радуга вокруг престола видом подобная смарагду, Откр.4:3