Найти в Дзене

Небесные славословия и венцы перед престолом (Откр.4:9-11)

Оглавление

.

Золотой венок в эллинистическом стиле. Предположительно 3 век до н.э
Золотой венок в эллинистическом стиле. Предположительно 3 век до н.э

.

И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено (Откр.4:9-11)

.

Очевидно, что до последних стихов главы 4 пророческие панорамы не получают развития, но пребывают в одном и том же состоянии, а прорисованные в них небесные события совершаются попеременно и одновременно.

При этом четыре животных раз за разом восклицают «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет», и воздают Ему «славу и честь и благодарение», после чего небесные старцы всякий раз кланяются Живущему во веки веков, умоляя принять «славу и честь и силу» Творца и Вседержителя всего мироздания, — поэтому такие славословия складывается в знаменательный молитвенный диалог, который начинается в устах четырех небесных животных утверждением того, что существует предвечно, а продолжается и заканчивается в устах старцев тем, что можно назвать «приближающимся» и «грядущим» (а именно всеобщим и безграничным прославлением Творца и Вседержителя, сравн. – «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе», Мф.6:10 и т.д.).

(Так как подобные молитвенные диалоги являются неотъемлемой частью всякого православного богослужения, та вполне очевидная «периодичность», которая свойственна «дневным и ночным» небесным славословиям, обусловлена не подчинением небожителей «уставам для солнца и луны», сравн. – Иер.31:35, — но тем обстоятельством, что Небесный Собор выступал и выступает «основой» и «крепостью» для духовного созидания, которое совершается на земле.

А поскольку на земле до времени на смену каждой ночи приходит новый день, — небожители «наблюдают» дни и ночи не «от себя» и не «для себя», но для «денного и нощного» духовного единства с теми, кто совершает свое спасение в видимом мире.

Так, например, в пятой молитве из утреннего правила молитвослова Киево-Печерской лавры есть такие слова: «Господи Боже Вседержителю, приемляй от небесных Твоих сил трисвятую песнь, приими и от мене недостойнаго раба Твоего трисвятое сие пение; и даждь ми вся лета живота моего и на всякий час без греха Тебе славу возсылати, Отцу и Сыну, и Святому Духу, и со страхом пети: Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный помилуй нас»)

Кроме того, можно предположить, что в постоянно повторяющихся небесных славословиях отражается радость Небесного Собора за каждого человека, приходящего к Господу, и что эти славословия есть непрестанное «небесное аминь» на покаянные слова тех «блудных сыновей», которые, пребывая во плоти, обращаются от греха и воздают славу, честь и благодарение Своему Творцу (сравн. – «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии», Лк.15:7), сравн.:

Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис.57:15)

.

А в самом возвышенном смысле вся открывающаяся тайнозрителю небесная панорама свидетельствует о том, что до событий Благовестия Творец и Вседержитель не был явлен вселенной, и Совершенного Откровения о Себе и Своем Замысле во вселенную не посылал.

Однако от момента Боговоплощения величайшая тайна мироздания начала открываться и земле, и небу, сравн.:

И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим.3:16)

тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы (Кол.1:26-27)

.

Так что в этом контексте слова старцев «достоин Ты, Господи, принять славу, и честь, и силу» отражают и выражают не что иное, как новозаветное прозрение человечества, прорисованное «в проекции» на Господа Иисуса Христа (св. НЗ), сравн.:

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин.14:13)

.

А поскольку именно «прославление Отца в Сыне» есть одна из конечных целей всего Божественного Домостроительства, — единые уста Вселенского Собора Небесной и земной Церкви от первых новозаветный дней непрестанно и единодушно воспевают славу, честь, силу и власть Живущего во веки веков, явленные человечеству и всей вселенной в Господе Иисусе Христе, сравн.:

Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь (Иуд.1:25)

.

Что касается золотых венцов, которые небесные старцы постоянно снимают со своих глав и с поклоном полагают перед Небесным престолом и Сидящим на престоле, — нет сомнений, что в очах земной Церкви и сами небесные старцы более чем достойны своих венцов, которые прямо связаны со славой двадцати четырех «малых» небесных престолов.

Более того, ветхозаветный предначертательный образ из книги пророка Захарии свидетельствует о том, что небесные храмовые венцы «выплавляются» из пожертвованного верующими «вавилонского золота», то есть из великого множества славословий, которые исходят из уст всех христиан земли и прославляют в народах величаемых в Церкви святых подвижников веры (сравн. – Зах.6:9-11).

Однако небесные старцы, слагая такие венцы перед Божественным престолом, не оставляют «за собой» никакой славы, но «переадресуют» все связанные с их подвигом веры прославления Самому Творцу и Вседержителю (св. НЗ). Причем подобное символическое действие, то есть появление на головах у старцев все новых и новых золотых венцов и «накопление» этих венцов у Небесного престола (а в Откр.4:10-11 не сказано, что, поклонившись, старцы всякий раз «забирают назад» свои венцы и возвращают их на свои головы) будет продолжаться до того момента, когда все мироздание узрит Спасителя как Царя Царей и Господа Господствующих (Откр.19:16, сравн. – «…когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов», Лк.9:26), а «столпы веры» новозаветной Церкви просияют Его нетленной славой (Кол.3:4), в свете которой померкнет самое чистое «земное» золото:

когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших (2 Фес.1:10)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Книга в деснице Сидящего на престоле (Откр.5:1)

Предыдущая статья: Четыре животных у Небесного престола (Откр.4:5-8)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Откр.4:9 #двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, Откр.4:10 #достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено, Откр.4:11