Найти в Дзене

Божественный Престол Небесного храма

Оглавление

.

Горнее место в православном храме (Никольский собор, г. Санкт-Петербург)
Горнее место в православном храме (Никольский собор, г. Санкт-Петербург)

.

В предыдущих публикациях, посвященных обсуждению явленного тайнозрителю Откровения Небесного храма, упоминались и небесные «храмовые» атрибуты, каждый из которых имеет знаменательный новозаветный смысл.

При этом первым и главным из прорисованных в Откровении «богослужебных предметов» без сомнения является величественный Небесный Престол, который и по своему местоположению, и по масштабу и значимости тех событий, которые берут от него начало, занимает в свидетельствах Откровения центральное место и так или иначе присутствует во всех явленных тайнозрителю небесных видениях (39 прямых упоминаний).

Этот величайший престол мироздания представлен в книге Откровение в следующих именованиях:

.

Более того, через упоминание Небесного Престола именуется Сам Отец Небесный, Который открывается тайнозрителю как «Сидящий на престоле» (Откр.4:2,9-10; Откр.5:1,7,13; Откр.6:16, Откр.7:10,15; Откр.19:4, Откр.20:11, Откр.21:5), — так что именно Небесный Престол является тем главным «храмовым ориентиром», относительно которого в небесной реальности определяются все возможные состояния, положения и направления.

Другими словами, все события и персонажи различных пророческих сюжетов представляются тайнозрителю:

  • как происходящие или пребывающие посреди престола («…и посреди престола и вокруг престола четыре животных…», Откр.4:6; «посреди престолаАгнец как бы закланный…», Откр.5:6; «…Агнец, Который среди престола…», Откр.7:17)

  • как находящиеся перед престолом…от семи духов, находящихся перед престолом Его», Откр.1:4; «…и семь светильников огненных горели перед престолом», Откр.4:5; «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу…», Откр.4:6; «…и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом», Откр.4:10; «…великое множество людей… из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом», Откр.7:9; «…и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу», Откр.7:11; «…они пребывают [ныне] перед престолом Бога…», Откр.7:15; «…возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом», Откр.8:3; «Они поют как бы новую песнь пред престолом», Откр.14:3; «…они непорочны пред престолом Божиим», Откр.14:5)

  • как происходящие или располагающиеся вокруг престола…и радуга вокруг престола», Откр.4:3; «И вокруг престола двадцать четыре престола…», Откр.4:4; «…и посреди престола и вокруг престола четыре животных…», Откр.4:6; «…голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев…», Откр.5:11; «…все Ангелы стояли вокруг престола и старцев…», Откр.7:11)

  • как исходящие от престолаот престола исходили молнии и громы и гласы», Откр.4:5; «…и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!», Откр.16:17; «И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего…», Откр.19:5; «И показал мне чистую реку воды жизни… исходящую от престола», Откр.22:1)

  • как направленные к престолу…восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его», Откр.12:5)

.

При этом один из самых значимых аспектов открывающихся тайнозрителю небесных панорам заключается в том, что вместе с престолом и Сидящим на престоле ап. Иоанн видит величественный храм-скинию, где пребывает Престол Творца и Вседержителя, хотя ни в походной скинии Моисея, ни в иерусалимском храме, которые выступали прообразами грядущей нерукотворной скинии, никаких престолов никогда не было.

(Оба упомянутых в ветхозаветных текстах рукотворных престола находились не в храме, а в доме Соломона: один из этих престолов назывался «царским», и стоял непосредственно в «доме царском», 3 Цар.10:18-20, 2 Пар.9:17-19, 4 Цар.11:19, — а другой назывался «престолом суда» и располагался над крыльцом в «притворе для судилища» царского дома, 3 Цар.7:7)

И среди особых богослужебных атрибутов скинии Моисея, которые имели статус «святыни» и подлежали обязательному ритуальному освящению, не было предметов, которые возможно было бы уподобить «трону» или «престолу» (сравн. – Исх.30, Исх.40 и т.д.).

Тем не менее, в различных ветхозаветных текстах упоминается и прославляется совершенно особенный (и при этом явно нерукотворный) царский престол, который в зависимости от контекста именуется:

  • «престолом Господа небесных воинств» (напр., видения Михея в 3 Цар.22:19, 2 Пар.18:18)

  • престолом «высоким и превознесенным» (видение Ис.6:1)

  • престолом, основанием которого является правосудие и правда (Пс.88:15, Пс.96:2, косвенно – Иов.23:3-4)

  • сапфировым престолом, пребывающим над херувимами (видение Иез.1:26, Иез.10:1)

.

Кроме того, в некоторых эпизодах «престолом Господним» именуется и престол царя Давида, который также является предначертательным образом вечного Божественного Престола (сравн. – 3 Цар.2:33, 3 Цар.2:45, Ис.9:7, Пс.88:5 и т.д.).

Но самое главное и самое знаменательное «престольное» свидетельство ветхозаветных текстов заключается в том, что в определенный момент Вечный Престол Творца и Вседержителя будет явлен внутри соответствующей ему по святости непоколебимой скинии.

Например, в «храмовых» видениях пророка Иезекииля эти события и эта скиния описываются так:

И слава Господа вошла в храм путем ворот, обращенных лицом к востоку. И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого-то, говорящего мне из храма, а тот муж стоял подле меня, и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки (Иез.43:4-7)

.

Причем именно на престоле, пребывающем внутри скинии, Царское Владычество Христа как потомка Давида, а также Его служение как Первосвященника, должны были мирно (от греч. εἰρήνη, т.е. «мирная жизнь», «спокойствие», «покой») соединиться и объединиться в единое целое, — а сам «храмовый» престол должен был стать центром и сосредоточением особого совета, который пророк Захария называет «советом мира» (сравн. – Пс.32:11 и т.д.):

Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим (Зах.6:13)

.

А это означает, что прорисованные в Откровении панорамы утвержденного внутри Небесного храма Божественного престола имеют глобальный знаменательный смысл и свидетельствуют об исполнении в новозаветной реальности всех без исключения ветхозаветных пророчеств, предвозвещавших появление особого мессианского храма, в котором будут явлены не «образы и тени», но истинное величие и истинная Слава Божья.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Освящение народа у Божественного Престола Небесного храма

Предыдущая статья: Времена Благовестия в образах созидания новозаветной скинии

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Небесный храм Нового Завета в книге Откровение #Небесный престол в Библии и в Откровении Иоанна #смыслы и значение Небесного храма и Небесного престола