Всем привет. Периодически слышу вопрос "а почему от (вставить название вируса) нет лекарств?". Некоторые утверждают, что победа над тем или иным вирусом будет только тогда, когда от этого вируса найдут лекарство. Ну а так как я давно хотел сделать статью про лекарственную резистентность у патогенных микроорганизмов, то как раз можно поговорить о ней в рамках этой статьи.
Правильная постановка вопроса
Для начала нужно бы разъяснить, что вообще понимается под этим вопросом. Нет этиотропного лекарства или вообще никакого? В случае, если "вообще никакого", то данное утверждение ошибочно, так как современная медицина вполне способна лечить инфекционные заболевания, даже если нет лекарства, воздействующего на причину инфекции (этиотропное лечение). Например, муколитики, которые разжижают мокроту, тем самым облегчая её выведение из организма. Угнетатели кашлевого центра, которые помогают бороться с кашлем при отсутствии мокроты ("сухой" кашель на научном языке "непродуктивный"). Сюда же относятся и ингибиторы интерлейкина, которые препятствуют иммунопатологической реакции, известной как "цитокиновый шторм". Вместе с ними, с цитокиновым штормом помогают бороться и глюкокортикоиды (они же стероидные противовоспалительные препараты), но их основное назначение - это борьба с воспалениями. Кроме этого, с воспалениями и болью борются уже и нестероидные противовоспалительные препараты и. т.д. Поэтому в контексте этого вопроса важно уточнить, что имеется ввиду именно этиотропное лечение. На самом деле лишь от некоторых вирусов есть лекарства: ВИЧ (антиретровирусная терапия), вирусы герпеса (противоцитомегаловирусные препараты) и от некоторых других вирусов. От остальных вирусов, в том числе вызывающих ОРВИ, эффективных этиотропных препаратов нет, поэтому терапия ОРВИ направлена на поддержку организма и стабилизацию состояния больного. А почему так, мы сейчас поговорим.
Мутации... Почему всегда мутации?
А причиной снова являются мутации патогена. Так же, как и при вакцинации, разве что в случае с лекарствами всё может быть даже хуже. Для начала нам нужно вспомнить как вообще происходит процесс появления новых видов в процессе эволюции. Несколько обособленных друг от друга популяций одного биологического вида накапливают мутации и постепенно становятся новыми биологическими видами. С патогенами это работает так же. Какая-то популяция патогенных микроорганизмов мутирует и постепенно становится новым патогеном. Предположим, у нас есть какой-то вирус А, у которого есть много штаммов с разной антигенной структурой, из-за чего создать эффективную вакцину нельзя. Эффективна она будет только против родственных штаммов, так как у них будут схожие антигены, против которых будут эффективны антитела, которые появятся после введения вакцины. Штаммы же с отличными антигенами будут всё равно приводить к заражению, так как выработанные организмом антигены будут уже неэффективны против них. И вот, предположим, из одного, самого отличного от всех штаммов патогена, накопившего больше всего мутаций, появляется новый вирус B, который начинает распространятся. Создать против него вакцину не так уж и сложно. Получить образец вируса, культивировать его на культуре клеток, выделить изолят, секвенировать геном, чтобы иметь возможность воспроизвести патоген в лабораторных условиях. Потом мы берем один из изолятов вируса, ослабляем или убиваем его, добавляем адъюванты и можно испытывать вакцину. Ввиду того, что в начале штаммов будет ни так много и зачастую у них будут схожие антигены, вакцина будет высокоэффективна, даже несмотря на то, что от вируса А, от которого и произошёл вирус B, эффективной вакцины не было. Также, если предположить, что по каким-то причинам другие штаммы вымрут и останется только несколько со схожими антигенами, то тогда вакцина снова станет эффективной против данного вируса. А вот с этиотропными лекарствами так не работает.
Противовирусные препараты представляют из себя различные вещества, которые различным образом препятствуют развитию вируса в организме. Это может быть разрушение оболочки вируса, нарушение работы белков, которые учувствуют в репликации (размножении) вируса и т.д. Различные мутации могут изменять эти белки, делая их невосприимчивыми к тому или иному веществу в лекарстве. Соответственно, в среде, где используется то или иное лекарство, эти мутации будут полезными, и естественным отбором будут отбираться именно они. Вакцина "презентует" иммунной системе антигены патогена, чтобы она успела выработать эффективные антитела. Поэтому то, что у вируса, от которого произошёл другой вирус, было много штаммов с разными антигенами, для вакцины ничего не значит, для её производства важны антигены именно этого патогена. А вот если вирус приобрёл устойчивость к лекарству, то эта мутация вполне может передаться и новому вирусу, который появится от этого в ходе эволюции. И лекарство будет также неэффективно и против него.
Для бактерий конечно же будет так же, но почему же тогда, несмотря на растущую устойчивость к антибиотикам, мы все ещё можем эффективно лечить бактериальные инфекции? Вирусы в плане мутаций менее устойчивые, так как процесс репликации их нуклеиновых кислот менее стабилен, чем у прочих микроорганизмов. К тому же вирусы чаще всего вместо более стабильного и защищённого от мутаций ДНК используют РНК. РНК вирусы мутируют чаще всего, поэтому лекарств от них почти нет (исключение составляют ВИЧ и вирус клещевого энцефалита). Впрочем, есть некоторые предпосылки к тому, что и бактериальные инфекции могут стать в будущем устойчивыми к большинству антибиотиков, но об этом поговорим в статье про антибиотикорезистентность, а пока у нас вирусы. Вирусы мутируют гораздо чаще, поэтому у них больше возможностей приобрести лекарственную резистентность.
Борьба с лекарственной резистентностью
Особенно опасно станет, если устойчивыми к лекарствам станут вирусы с абсолютной летальностью, от которых нет иных способов лечения. Например, ВИЧ. Для большей эффективности лечения, а также чтобы предотвратить появление новых штаммов, используется сразу несколько препаратов, воздействующих на разные белки вируса (обратная транскриптаза, интеграза и т.д.). Если по разным причинам появится та или иная мутация, делающая вирус устойчивым к лекарству, то другое лекарство уничтожит этот вирион, не дав ему сделать свои копии и передаться другому человеку, тем самым закрепившись в популяции.
Другой метод для вирусов почти не применяется - это регламент на назначение этиотропных препаратов. Например, во многих развитых странах медикам рекомендуют прибегать к применению антибиотиков только в крайних случаях, когда инфекция может нанести серьёзные патологии больному, а если инфекция лёгкая, то следует обойтись без антибиотиков. Однако для вирусов подобную тактику почти не применяют, как исключение, наверное, одна только ветряная оспа или простой герпес, вызываемые цитомегаловирусами.
Ну и третий способ — это рекомендации пациентам не прекращать приём лекарственных средств при признаках улучшения, так как ослабление воздействия лекарства на вирус может дать неплохой шанс заразить клетку, создать свои копии с мутациями, делающие вирус устойчивым к данному препарату. А раз уж в данной среде эта мутация помогает выжить, то естественный отбор будет отбирать эту мутацию, и она закрепится в популяции.
Легко ли создать лекарство?
Нет, поиск лекарства процесс довольно проблематичный, ибо необходимо найти какое-то вещество или химическое соединение, которое бы препятствовало вирусу. Это вещество, во-первых, должно не быть токсичным для человека, во-вторых, должно быть эффективно против вируса, в-третьих, его эффект также должен сохраняться внутри организма человека. Собственно, делается это методом проб и ошибок. На культуре клеток выращивают культуру вируса и испытывают на ней разные химические вещества. Если какое-то показало эффективность, изучают его токсичность на животных, изучают фармакодинамику (воздействие лекарства на организм) и фармакокинетику (преобразования лекарства в организме). И если оно удовлетворяет (не является токсичным, преобразования лекарства не снижают его эффективность против вируса), то проводят испытания на людях.
Вакцину создать гораздо проще, технология известна давно и похожа для каждого патогена.
Заключение
И в заключении обобщим все выводы:
1. Победа над вирусом необязательно должна быть с помощью создания этиотропных препаратов. Симптоматическая терапия и вакцинация тоже вносят ощутимый вклад в борьбу с вирусами.
2. Создание лекарств против вирусов – это нелёгкая задача.
3. "Устойчивости к вакцинам" противостоять гораздо легче, чем устойчивости к лекарствам.
4. Устойчивость формируется благодаря мутациям.
5. Вирусы мутируют чаще всех, поэтому они быстрее становятся устойчивыми к лекарствам.
На этом всё, спасибо за прочтение, не болейте!
P.S. Если нашли в статье ошибку
Если вы нашли в статье ошибку (неверно назван термин или описан процесс), сообщите об этом в комментариях, информация будет исправлена
#медицина #вирусы #лекарства #здоровье #инфекции