Сегодня поделюсь несколькими приёмами в общении, которые стоит менять в зависимости от того, как лучше поймёт собеседник и в какой ситуации.
1. Лекция. Это самый распространённый вариант, когда один другому объясняет и рассказывает. По сути, это большей частью монолог, который перерастает в диалог, когда второй собеседник задаёт вопросы, но по-другому почти не участвует.
Особенность использования: этот способ, отлично работает с людьми, типаж которых «внимательный слушатель». Я сама к таким отношусь: люблю послушать, что мне расскажут, потом не раз прокручиваю это в голове, обдумываю и т.д. Но не забывайте, что далеко не все любят слушать, а уж слушать долго – это вообще редкость.
2. Наводящие вопросы. Суть в том, что вы подбираете и задаёте только вопросы, заставляя тем самым собеседника самому прийти к какому-то выводу или решению. При этом важно дождаться ответа, а не давать его самому; понимать, что ответ может отличаться от того, который вы для себя предполагаете, соответственно нужно будет и дальнейшие вопросы выстраивать, исходя из результата.
Однажды у нас с дочерью возник конфликт из-за её желания очень долго погулять после школы после занятий во вторую смену. Уговоры не помогали, ей казалось, что её просто убалтывают, чтобы не ссориться она согласно угукала в ответ, а на следующий день снова долго не шла домой. Только после того, как она начала проговаривать ответы на вопросы, пытаться понять меня, «встать на моё место», тогда она осознала чего и почему я от неё хочу.
Особенность использования: собеседник должен уметь рассуждать хоть немного, иначе его ответы не будут выстраиваться в логическую цепочку, и вы рискуете попасть в замкнутый круг типа «Почему? – Потому что я так хочу. – Почему ты так хочешь? – Не знаю, просто хочу» :) И вам нужно управлять процессом, осознавать, к чему вы хотите подвести собеседника, чтобы не уйти совсем на другую тему (как в поговорке «Начали за здравие, закончили за упокой»).
3. История с моралью / разбор ситуации. Всё просто: есть история (вы рассказываете, или узнали, или увидели в кино, мультфильме и т.п.), которую вы обсуждаете с собеседником. И суть не в том, чтобы кого-то из персонажей истории раскритиковать, какой он злой, глупый или наоборот умный и добрый, а в том, чтобы увидеть, каковы последствия тех или иных действий.
Особенность использования: понятно, что некоторые истории особенно выдуманные могут быть просто вымыслом, и в реальной жизни многие поступили бы иначе. При рассмотрении подобных кейсов нужно об этом тоже поговорить: какие ещё варианты действий и их последствий, и почему лучше так поступить, а не иначе. При обсуждении интересно узнать мнение обоих участников беседы, возможно, вы откроете для себя что-то новое в собеседнике.
4. Подсказка (не давать всё решение, только часть). Опять-таки на примере выполнения домашних заданий с дочерьми. Я стараюсь не давать им решение, а подвести какими-нибудь вариантами (в том числе выше перечисленными), чтобы они сами нашли ответ. Даю маленькую подсказку, если не достаточно, ещё подсказку и т.д. Для меня это приём, чтобы максимально сохранить самостоятельность детей при выполнении работы. Когда по одному из Д/З бабушка, по сути, сделала всё за неё: сказала ей, где ошибка, и проговорила всё дальнейшее решение – это вызвало негативную реакцию. Оказывается, ей вполне достаточно небольшой подсказки, а то, что решают за неё, значит, что уверены в том, что она не сможет сама – это её оскорбило (О_о). Так я поняла, что такой подход ещё и сохраняет интерес ребёнка к поиску ответа на свой вопрос, азарт сделать всё-таки самостоятельно и потом этим гордиться.
Особенность использования: неизвестную ребёнку тему вряд ли получится так разъяснить, нужны хоть какие-то знания, которые станут базой для подсказок.
5. Односторонний вопрос. Не простой приём для новичков :) Порой нет необходимости в обсуждениях. Если уверены, что адресат умный, рассудительный человек, который поймёт сам, то, что вы хотите ему сказать, но для этого ему нужно просто самому обратить внимание на что-то, ТОГДА можно просто задать ему вопрос, ответа на который он вам может не давать.
Особенность использования: самое сложное здесь то, что, возможно, даже скорее всего, вы не получаете обратной связи, не узнаете, пришёл ли собеседник всё-таки к нужному результату. В этом случае нужно просто верить в этого человека и дать ему время на осмысление. Хотя, конечно, по дальнейшему поведению вы увидите, понял ли он вас.
Пример из жизни. Просто делали домашнюю работу с дочерью-подростком. Я ей говорю, что она решила правильно, и в тоже время есть другой вариант решения, более короткий. Ей, видимо, стало обидно, что её ожидание, что она решила всё идеально, не оправдалось. И настолько ей стало обидно, что она ушла и закрылась в другой комнате, очень расстроившись. В тот момент она со мной говорить не хотела, эмоции её захватили. Зная её, я предположила, что она даже прослезилась. Но я же не могу оставить ребёнка в таком состоянии :) Я просто проговорила в дверь, чтобы она сама для себя подумала и постаралась найти ответ, почему она расстроилась, что её задело. Я рассчитывала, что она придёт к пониманию, что я не хочу её обидеть, предлагая второе решение, а наоборот, хочу помочь, передать все свои знания. Как правило, когда человека захватывают эмоции, он не может или не хочет мыслить рационально. Если же заставить мозг вернуться к рациональности, то и эмоции немного отпустят. Помогло. Через некоторое время она вышла, готовая к продолжению работы. И да, больше мы этой темы не касались + я не могу быть на 100% уверена, что она пришла именно к той мысли, как хотела бы я.
Повторюсь, не в каждой ситуации подойдёт тот или иной приём. Например, как я всегда говорю, маленький ребёнок как чистый лист, на который постепенно записываются уроки и выводы, которые он потом использует. Разбирая не знакомую ранее для ребёнка ситуацию нужно дать ему алгоритм правильных действий (максимально просто объяснить). Иначе будьте готовы, что при попытке рассуждения ребёнок либо просто расплачется, потому что не сможет подобрать ответ, либо наговорит вообще непонятно что, что ещё вам нужно будет с ним разобрать, а почему это не правильный вариант. Хотя, возможно, вы узнаете, что эта ситуация для него не новая :/ . Здорово, если в подобной ситуации он просто скажет: «Не знаю», потому что так он фактически уже может сформулировать то, что у него в голове по такому кейсу :)
Выбирать, какой приём использовать, нужно исходя из ситуации и собеседника, хотя эти нюансы не всегда понятны, поэтому просто пробуйте, проверяйте, каков результат, и если результат не устраивает, то пробуйте другой приём или комбинируйте их.
А вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что обсуждение зашло в тупик, и надо что-то поменять? Какой приём вы чаще используете?