Найти тему
Рожденная в 1970-е

Поезда моих детства и юности: яйца, суровые проводницы и сырое белье

train-photo.ru
train-photo.ru

На новогодние праздники я путешествовала на поезде туда и обратно в Кисловодск. Поезд был фирменный. В вагоне-ресторане подавали отличные блюда, па проводницы были вежливы и услужливы. Конечно, сейчас у них есть свои примочки, они предлагают тебе «поддержать детей Германии» (то есть приобрести ща сотню открытку с рисунком ребенка-инвалида), уговаривают купить сувениры. Но в целом и улыбаются, и кофе принесут, и комплексные обед-ужин предложат, и на все вопросы ответят. То же было в поезде Москва- Казань, на котором я путешествовала в августе.

А память меня при этом неизменно окунает в поезда моих детства и юности. Нет, был например фирменный поезд из Москвы в Ленинград — «Красная стрела», он приятно поражал своим цветом, и сервис там был ничего. Да еще приход этого поезда в город сопровождался бравурной мелодией.

train-photo.ru
train-photo.ru

В целом же, в поездах мы чаще ездили на юг, и особенно не помню фирменных.

Билеты

Их вообще было сложно достать в сезон. Это была целая история с очередями. Особенно весело было, если ты брал билет туда, а обратно тебе не доставалось. Тогда на законном отдыхе надо было вставать рано утром, и тратить драгоценное время отпуска на отстаивание огромных очередей в местные кассы.

russiaedu.ru
russiaedu.ru

Однажды нам удалось взять билет только до Тулы, в итоге посреди ночи мы с уговорами и взяткой вломились в проходящий в Москву поезд, и ехали 4 часа на откидывающихся стульчиках в коридоре. Поездка по оставшимся в продаже боковым полкам в плацкарте, расположенными возле туалета, тоже доставляла мало удовольствия.

Проводники

Большинство из них не отличались особой вежливостью, и не церемонились особо. Чай, правда, приносили. К нему даже подавался фирменный железнодорожный сахар. Утром проводники грубо кричали: «сдавайте постельное белье», и приходилось выстраиваться в очередь к проводницкому купе, ибо не царское (не проводницкое) это дело, за пассажирами белье убирать. Вообще, эволюцию сотрудников железной дороги отразил Б.Г. в песне «По пути из Калинина в Тверь» О нынешней продавщице он говорит: «Проводница проста, как Джоконда И питье у ней слаще, чем мед», а вспоминая прошлое, замечает? «Между прочим, я знал ее раньше/ рядом с ней отдыхал дикий зверь». Помню разъяренную проводницу из поезда, на котором мы с однокурсниками в крымскую археологическую экспедицию: у согруппниц что-то сломалось- то ли форточка, то ли лампочка, и она возмущенно бубнила: «каждая нормальная баба должна уметь отремонтировать».

Не очень вежлива и проводница из фильма «Почти смешная история»; «Чайник, не принесу, титан сломался, и перестаньте дергать занавеску».

kinomania.ru
kinomania.ru

Вообще же, проводники в то время имели с работы свои гешефты: подсадить за солидную взятку безбилетного пассажира, перевезти и передать посылку. Вспомним героя «Вокзала для двоих», который, наряду с основной работой, спекулирует дынями и сапогами.

u-mama.ru
u-mama.ru

О постельном белье

Зачастую оно было покрыто неэстетическим печатями, и было сырым, что было связано с особенностями режима стирки. Его приходилось сушить.

О еде

Если чай подавали, то кофе — нет. Были вагоны-рестораны, но выбор был скуден, к тому же часто считалось, что там можно отравиться. И это подтверждает детский опыт моего мужа. По этой причине мы с мамой никогда не посещали вагоны-рестораны, а покупали что-то на станциях: там активно бегали торговки с вареной, посыпанной укропом картошкой, яблоками, абрикосами, копченой рыбкой (в зависимости от локации). А многие везли с собой грандиозные запасы, как, опять же, один из героев «Почти смешной истории», тут и курочка, и рыбка, и кабачки. Весьма популярны были вареные яйца, которые почему-то отвратительно пахли именно в поезде.

embedy.ru
embedy.ru

Туалеты

Не отличались хорошим запахом, и в силу того, что их было 1-2 на вагон, отличались скоплением очередей. Всегда помню эти толпы с полотенцами, заполняющие коридор. Кроме того, в силу тогдашнего устройства санузлов, их закрывали чуть ли не за полчаса до прибытия на очередную станцию, и еще на столько же — после станции. Так что прижало —терпи.

Дополнительные удовольствия

Как курильщику, мне импонировала (правда актуально мне это стало уже в нулевых) возможность курения в поезде. Это очень скрашивало время поездки. Теперь же приходится дико мучиться. И не помню я, чтобы кому-то так уж мешал запах дыма из тамбура!