Найти в Дзене
Кто такая АнглоМАМА?

Как научить ребенка читать по-английски. Два подхода: Фониксы и Метод Целых Слов

Оглавление

Родители в ужасе: в соответствии с новой программой детям уже на втором уроке иностранного языка предлагают самостоятельно читать слова, а на третьем уже и писать. Куда делась идея сначала выучить с учениками буквы, а потом тренировать их чтение по слогам? Обсудим и разберем на примере первого урока во втором классе.

Вы удивитесь, но даже сами ученые не пришли к выводу, как же правильно учить детей и взрослых людей читать. Этот спор длится десятками лет и это нашло отражение в учебниках по иностранному языку.

Немного истории. Как учили читать раньше?

Самый старый метод обучения чтению, появившийся в Древней Греции и Древнем Риме, а также активно использующийся в России c XVI до середины XIX века это буквослагательный метод. Сначала учащимся предлагалось выучить названия букв, затем звук, которые они дают, потом учились составлять и читать слоги, только после этого пробовали читать существующие слога. Процесс обучения был долгим около 2ух лет и детям было сложно. На смену ему пришел метод, с которым мы все хорошо знакомы.

Первый способ – Фониксы (Phonics) или звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению. В соответствии с этим методом учащимся сначала предлагают разделять слова на буквы и фонемы, а на втором этапе обучения – совершать обратное действие, то есть соединять буквы и фонемы в слитнопроизносимые слоги и слова. Это как раз тот метод, по которому мы с вами в детстве осваивали азбуку. Он эффективен, не слишком долгий и приносит хорошие результаты…в изучении русского и других языков, которые можно характеризовать «как слышится, так и пишется". Однако в обучении чтению на английском возникают проблемы. В английском правописание и произношение слабо связаны, иногда даже кажется, что написано и прочитаны разные слова. Рассматривать и тренировать все варианты чтения гласных, согласных и их сумасшедших сочетаний в английском – слишком долго и чрезмерно утомит детей или взрослых, пытающихся приобщиться к иностранному языку. И поэтому в противовес методу Фониксов был создан метод Целых слов

Метод Целых Слов изначально был разработан для обучения маленьких детей английской грамоте. В 1880-1890-ых этот метод быстро занял лидирующие позиции в школах США, Канады, Новой Зеландии и Великобритании даже не смотря на небольшую доказательную базу. Основная идея заключается в том, что навык чтения формируется у дошкольников также естественно, как развивается навык говорения. Обучение строится на заучивании слов целиком, как иероглифов, без опоры на звуковой анализ. То есть ученику визуально демонстрируют целые слова и называют их. Таким образом у ученика формируется образ слова, состоящий из его написания, произнесения и значения. Читая тексты, ребенок не делит слова на слоги, а сразу угадывает слово, соответственно быстрее понимает значение текста. По статистике, дети обучаемые чтению методом Целых Слов более увлечены процессом за счет большего количества практики и меньшего количества правил. Однако, эффективность этого метода несколько ниже, чем методы, основанные на теории Фониксов. Тем более это меньше подходит для обучения английскому как иностранному, так как ребенок зачастую слышит английскую речь только на уроках ин яза. Поэтому запоминание соответствия между зрительным образом слова и произнесением идет медленнее.

Итак, чтобы учить школьников чтению на английском выбрали метод «Фракенштейн», то есть взяли по кусочку от каждого и сшили вместе😄

Что из этого получилось рассмотрим на примере первых двух уроков английского по УМК «Rainbow» авторов Афанасьевой и Михеевой.

В качестве первых слов на английском учащийся видят имена героев учебника. Букв дети еще не знают, учитель или диктор с аудио записи читает их имена, ребятам предлагают повторить и смотреть на то, как это написано в учебнике (См. упр 6). Затем ребята слушают, как герои учебника представляются сами и опять смотрят на картинки и подписи. (См. упр 7) Теперь вы понимаете, что ученикам предлагается установить первые соответствия между образом целого слова и его звучанием.

-2

На следующем уроке следуют два упражнения на повторение. В первом ученик слушает знакомство ребят в виде диалога и смотрит на имена на их футболках. (См. упр. 1)

-3

Во втором задании ученикам предлагается повторить их имена по памяти. (См. упр. 2) Затем происходит очередное прослушивание, но в несколько другом контексте. (См. упр. 3) Только после этого ученика знакомят с первыми буквами английского алфавита. Не по порядку, а только с теми, которые встречались ему в именах героев учебника. Получается, буквы уже знакомы с прошлого урока запомнить и прочитать ученику их уже легче. Далее ученику предлагают самостоятельно почитать односложные имена героев с буквами, которые он только что узнал. А затем и записать их.

-4

Получается, что ученики сначала познакомились с целыми словами, потом с буквами, из которых они составлены, а затем сами тренируются читать эти буквы в составе слов.

Надеюсь, у меня получилось пролить немного света на загадочное современное обучение чтению на английском.

Сморите больше статей на моей канале. Не забудьте посмотреть другие интересные статьи на моем канале и видео о наших с сыном занятиях английским.

#английский с детьми #английский для малышей #обучение чтению #чтение на английском